ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Какой транспорт относится к наземному. Транспортные средства: классификация. Категории транспортных средств. Автомобильные транспортные средства

ДВИГАТЕЛЬ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Общее устройство автомобиля

Автомобиль представляет собой сложный механизм, состоящий из различных систем и механизмов. Выпускается множество различных марок и моделей автомобилей, но любой автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, двигателя и шасси.

Кузов служит для размещения перевозимого груза. В легковых авто­мобилях и автобусах в кузове находятся, как правило, пассажиры и во­дитель. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза и кабины водителя.

Двигатель - машина, преобразующая тепловую энергию топлива в механическую работу.

Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы, мостов, подвес­ки, колес и механизмов управления.

На рис. 1.1 показано устройство автомобиля КамАЗ-5320.

Крутящий момент, создаваемый двигателем, с помощью трансмис­сии передается на ведущие колеса автомобиля.

В состав трансмиссии входят: сцепление, коробка передач, кардан­ная передача, главная передача, которая устанавливается в картерах ве­дущих мостов, где размещены дифференциал и полуоси, посредством которых крутящий момент от главной передачи подводится к ведущим колесам.

На полноприводных автомобилях, где все колеса ведущие, между коробкой передач и главной передачей устанавливается раздаточная ко­робка.

Несущая система является базой всего автомобиля, к ней относится рама или кузов (легковой автомобиль).


Рис. 1.1. Устройство автомобиля КамАЗ-5320: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - коробка передач; 4 - карданная передача; 5 - средний мост; 6 - рама; 7- задняя подвеска; 8 - зад­ний ведущий мост; 9 - платформа с откидными бортами; 10 - задние ведущие колеса; 11 - баллоны тормозной системы; 12 - передние управляемые колеса; 13 - рулевое управле­ние; 14 - кабина

Колеса устанавливаются на мостах, которые через подвеску связаны с рамой. Совокупность данных элементов называют ходовой частью.

Система управления состоит из механизмов рулевого управления и тормозной системы.

Взаиморасположение двигателя, механизмов трансмиссии, кабины и грузовой платформы, т. е. компоновка автомобиля, может быть са­мым разнообразным.



Классификация автомобильного транспорта

Состав из автомобиля и буксируемого им прицепа или полуприцепа называется автопоездом.

Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, авто­мобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек - к автобусам.

К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные со­ответствующим оборудованием, - машины для уборки улиц, пожар­ные, автокраны и т. п. Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок. К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Одноосные прицепы (рис. 1.2, а) соединяются с автомобилем с по­мощью дышла. При хранении прицепа используются передняя и задняя опоры.

От двухосного прицепа (рис. 1.2, б) вертикальные нагрузки на авто­мобиль не передаются.

Прицепы-роспуски (рис. 1.2, в) применяются для перевозки длин­номерных грузов. Они имеют поворотный конник 3, представляющий собой опорную поворачивающуюся балку, которая обеспечивает пра­вильное размещение груза.

Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется раздвижным, что позволя­ет перевозить грузы различной длины.

Полуприцепы (рис. 1.2, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, которое расположено на раме вместо кузова. Такие автомобили называются седельными тягачами. Часть нагрузки от массы полуприцепа и массы перевозимого им груза распределяется на раму седельного тягача. Отсоединенный от тягача полуприцеп опирает­ся на поддерживающую опору 4.



г)

Рис. 1.2. Виды прицепного автотранспорта: а - одноосный прицеп; б - двухосный прицеп; в - прицеп-роспуск; г - полуприцеп; 1 - подставка; 2 - дышло; 3 - поворотный конник; 4 - стойка

Обозначение отечественного подвижного состава состоит из назва­ния завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая - вид автомобиля, а две послед­ние - порядковый номер модели автомобиля.

Виды автомобилей и их обозначения:

1 - легковые;

2 - автобусы;

3 - грузовые;

4 - тягачи;

5 - самосвалы;

6 - цистерны;

7 - фургоны;

8 - резерв;

9 - специальные.

Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабо­чего объема двигателя:

Класс Рабочий объем двигателя, л

Особо малый................................... До 1,099

Малый.............................................. 1,1-1,799

Средний........................................... 1,8-3,499

Большой.......................................... 3,5 и более

Высший............................................ Не регламентируется

Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:

Класс Длина, м

Особо малый................................... До 5

Малый.............................................. 6-7,5

Средний........................................... 8,5-10

Большой.......................................... 11-12

Особо большой............................... 16,5-24

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на следующие классы: менее 1,2; 1,2-2; 2-8; 8-14; 14-20; 20-40; более 40 т.

Таблица 1.1 иллюстрирует цифровую классификацию отечествен­ных автомобилей.

Пятая цифра в обозначении - модификация базовой модели. В обозначение машин экспортного исполнения добавляется шестой знак: экспортному исполнению присваивается цифра 6, тропическому исполнению - 7.

Для прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены следую­щие классы: 8 - прицепы; 9 - полуприцепы и роспуски. Вид обозна­чается второй цифрой, которая соответствует виду автомобиля, напри­мер, 1 - прицеп или полуприцеп к легковым автомобилям, 2 - к авто­бусам и т. д.


Таблица 1.1. Индексы автомобильных подвижных составов в зависимости от класса

Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили
Рабочий объем двигателя, л Индекс Длина, м Индекс Полная масса, т с борто­вой плат­формой седель­ные тя­гачи само­свалы цис­терны фур­гоны специ­альные
До 1,099 До5 До 1,2
1,1-1,799 6-7,5 1,2-2
1,8-3,499 8-10 2-8
Свыше 3,5 11-12 8-14
16,5-24 14-20
20-40
Свыше 40

Третья и четвертая цифры обозначения прицепов и полуприцепов определяют модель в зависимости от их полной массы и представляют собой ряд номеров (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Цифровое обозначение прицепов, полуприцепов, роспусков в зависимости от их полной массы

Примеры обозначения автомобилей:

КамАЗ-5320 - грузовой автомобиль, выпускаемый Камским авто­мобильным заводом, полная масса 15 305 кг, модель 20;

КамАЗ-5511 - самосвал, полная масса 19 000 кг, модель 11;

ВАЗ-21036 - легковой автомобиль, рабочий объем двигателя 1,3 л, выпускается Волжским автомобильным заводом, с правым расположе­нием органов управления;

ОдАЗ-99871 - полуприцеп-фургон Одесского автосборочного заво­да с цельнометаллическим кузовом, полная масса 29,2 т.

Любое предприятие взаимодействует с внешней средой. Особенно важным является это взаимодействие при организации и управлении материальными потоками. Успешное функционирование компании, которая производит какие - либо товары, сводится к такой схеме: закупка сырья - отгрузка готовой продукции посреднику - реализация товара покупателю. Каждый этап этого звена сопровождает транспортная логистика.

Этот вид логистики способствует качественному и безопасному перемещению грузов. При этом необходимо экономно расходовать ресурсы и выбирать наиболее оптимальный маршрут.

Помогут соблюсти все нюансы логистические компании. Благодаря опытным и квалифицированным кадрам каждый этап транспортировки продуман до мелочей, груз прибывает в пункт назначения целостным и в нужное время.

Транспортная логистика - сложная наука, которая требует специальных знаний.

Транспортная логистика - что это простыми словами, ее цели

Понятие транспортной логистики во многом схоже с понятием простой логистики. Если давать определение простыми словами, то это организация доставки и перемещения материальных объектов, грузов по оптимальному маршруту с помощью транспортных средств.

Этот подраздел чрезвычайно важен. Когда предприниматель только начинает свой бизнес, то при небольшом объеме продаж он может самостоятельно заниматься транспортировкой. Но с ростом своего дела растут и объемы продаж. Теперь проблематично заниматься перемещением сырья и готового продукта. В этом случае рационально воспользоваться услугами транспортной логистической компании.

Такая организация обеспечит безопасность груза, подберет оптимальный маршрут, чтобы сэкономить средства на транспортировку.

Главной целью транспортной логистики является доставка грузов в назначенное место и время с высокими показателями качества и в нужном количестве. Это значит, что должна быть соблюдена пунктуальность, товар должен быть не испорчен и прибыть в том же количестве, что указано в документах.

Затраты на транспортировку занимают одну из основных позиций среди остальных видов затрат. В целях руководства предприятия - сделать этот показатель меньше. Именно поэтому транспортная логистика рассматривается, как:

  • эффективный способ воздействия на затраты благодаря правильно выбранному транспорту;
  • рациональная организация всего процесса транспортировки из пункта отправки к пункту назначения;
  • возможность качественного хранения и обработки груза.

Фирмы - производители и посредники готовы платить транспортно - логистическим компаниям за то, что они:

  1. Подберут оптимальный вид транспорта для конкретного груза.
  2. При необходимости смогут совместить несколько видов транспорта в одной цепи.
  3. Выберут оптимальный маршрут следования.
  4. Будут экономно расходовать ресурсы, снижать затраты на транспортировку.
  5. Обеспечат безопасность груза.

В интересах логистической компании выполнять свои обязанности качественно, потому что конкуренция в этой отрасли высокая.

Чтобы уменьшить расходы предприятия на транспортировку, необходимо подобрать оптимальную транспортно - логистическую схему.

История возникновения отрасли

Транспортная логистика берет свое начало с Европейского Конгресса в Берлине 1974 года. На нем впервые был произнесен этот термин, давалось полное его определение, цели, задачи и перспективы развития.

Были обозначены внушительные сферы влияния такой логистики. Необходимость появления такого понятия возникла из-за развития мировой экономики. Появилась необходимость систематизировать эти процессы, создать грамотную схему перемещения грузов и обеспечить их сохранность.

Транспортная логистика быстро нашла отклик на Западе и рынок таких услуг сформировался там еще в 1990 году. Его емкость ежегодно возрастает на 20 %. Даже в период кризиса и экономического спада транспортно - логистические услуги пользуются спросом.

В России такой вид услуг появился только во время перехода к рыночной экономике. Эта отрасль до сих пор активно развивается и набирает обороты.

Негативное влияние на это направление оказывают факторы:

  • нестабильность экономических процессов;
  • медленный рост производства;
  • плохое состояние транспортных путей;
  • низкие показатели технической базы.

Надежду на оптимизацию процесса дают два фактора:

  • высокий уровень подготовки специалистов, кадров этой отрасли;
  • появление новых организаций, схем сбыта и снабжения.

Транспортная логистика - совсем еще молодое направление, которое под влиянием внешних экономических факторов проходит трансформацию. В том, что это важная отрасль, не сомневается никто. Особенно положительные черты отметят крупные предприятия с большим товарооборотом.

Основные виды транспорта, их определение

Транспортная логистика тем и отличается от простой логистики, что перемещение грузов происходит с помощью транспорта. Большое его разнообразие позволяет оптимально составить маршрут и задействовать несколько видов одновременно, если это снизит расходы и сэкономит время доставки.

Транспорт нельзя путать с транспортным средством. Это более широкое понятие.

Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, различных построек и сооружений на этих путях с целью перемещения грузов и людей.

Различают несколько видов транспорта. По назначению он подразделяется на:

  1. Транспорт общего пользования (пассажирский, для перемещения товаров и т.д.).
  2. Специального назначения (военный, медицинский).
  3. Индивидуального пользования (личные авто, самолеты).

По затратам энергии транспорт бывает:

  • приводимый в движение собственным двигателем (тепловым, электрическим, гибридным);
  • приводимый в движение с помощью ветра (парусники и различные суда, основанные на этом принципе);
  • работающий от силы, полученной от человека (велосипеды);
  • транспорт, перемещающийся благодаря животным.

Также существует градация транспорта по среде перемещения.

Наземный транспорт подразделяется на:

  • железнодорожный - перевозит грузы и пассажиров колесными транспортными средствами с помощью рельсовых путей (поезда, трамваи, метро);
  • автомобильный транспорт - перевозит грузы и людей по безрельсовым дорожным путям моторными средствами, которые имеют хотя бы 3 колеса (мотоциклы и подобные средства сюда не относятся);
  • трубопроводный - вид транспорта, который перемещает по трубе жидкие и газообразные вещества;
  • воздушный транспорт - состоит из воздушных судов и инфраструктуры, прилегающей к ним (ангары, аэропорты, диспетчерские);
  • водный - перевозит грузы и пассажиров по естественным или искусственным водным путям (бывает морским и речным).

Также можно выделить специфические виды транспорта:

  • подводный;
  • космический;
  • лифты и фуникулеры;
  • элеваторы.

Все эти виды необычайно важно для эффективной транспортировки грузов. Важно знать их особенности, характеристики, достоинства и недостатки, чтобы суметь подобрать оптимальный вариант и правильно совместить их для получения максимальной выгоды.

Типы транспорта

Типы транспорта - это более узкое понятие. Но зная, какие виды транспорта помогают осуществлять перемещение, дать им определение будет несложно.

Можно выделить такие типы железнодорожного транспорта:

  • паровоз;
  • электровоз;
  • электропоезд;
  • тепловоз;
  • путевая машина;
  • дизель-поезд;
  • вагон пассажирский и багажный;
  • вагон изотермический;
  • цистерна;
  • полувагон;
  • платформа.

Типы автомобильного транспорта:

  • легковое авто общего и специального назначения;
  • грузовой автомобиль общего и специального назначения;
  • грузопассажирский автомобиль;
  • автомобиль - тягач;
  • сидельный тягач;
  • пассажирский прицеп с разными техническими характеристиками;
  • грузовой прицеп специального и общего назначения;
  • караван;
  • пассажирский полуприцеп с различными техническими характеристиками;
  • грузовой полуприцеп;
  • автобус общего и специального назначения;
  • сочлененный автобус.

Водный и воздушный вид транспорта различают водное и воздушное судно соответственно.

Также существует такой тип транспорта, как контейнер. Он также часто используется при транспортировке грузов.

Каждый тип транспорта имеет свое точное определение, технические характеристики и цели использования. С помощью широкой классификации типов можно получить более целостное и объемное понятие видов транспорта.

Виды транспортных перевозок

Транспортная перевозка - сложный процесс, состоящий из множества звеньев. Справится с этой задачей может предприятие самостоятельно или воспользоваться услугами логистической компании. Все зависит от объема работы и бюджета, которым обладает предприятие.

В системе транспортных перевозок существует два понятия: перевозчик и экспедитор. Они представляют собой две стороны одно медали, без них невозможен эффективный процесс перемещения грузов.

Перевозчики совершают физическое перемещение груза из точки отправки в точку прибытия. Экспедиторы при этом осуществляют ряд вспомогательных функций: оформляют документацию, помогают грузу пересечь таможню, контролируют погрузку и выгрузку, страхование, хранение груза.

Крупные компании, которые имеют необходимые средства, всегда пользуются услугами экспедитора. Также существует понятие логистического партнера. Это лицо, которое указывает вспомогательные услуги. К ним относятся: страховые и охранные компании, таможенные брокеры, компании, совершающие упаковку грузов, и прочие важные объекты.

Различают такие виды перевозок:

  1. Одновидная - подразумевает использование одного вида транспорта. Чаще всего используется, когда нужно доставить груз из пункта в пункт без складирования и переработки.
  2. Комбинированная - когда используются несколько видов транспорта. Это способствует повышению эффективности перевозки и снижает расходы.

Если речь идет о международных торговых связях, то чаще всего используется именно второй вид перевозок. Например, к пункту отправки груз перевозят на железнодорожном транспорте, затем его перегружаю на грузовики и везут в аэропорт, а после уже грузят на воздушное судно. По прилету товар разгружают на авто и везут в пункт назначения.

Виды транспортной логистики и ее основы

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя подразумевает перемещение грузов внутри компании и между ее филиалами. Внешняя же транспортная логистика позволяет перевозить груз от производителя к потребителю.

Также такой вид логистики различается по принципу организации процесса:

  1. Логистический принцип предполагает наличие только одного оператора перевозки. Благодаря этому процесс получается систематическим и последовательным. Так постепенно появляются общие тарифы на транспортировку.
  2. Традиционный - нет единого оператора, а все участники взаимодействуют между собой. Стоимость на определенные услуги внутри транспортной цепи известны только смежным участникам. Поэтому тут нет единых тарифов.

Первый вариант считается более универсальным и надежным. Компании не нужно переживать, что какое - то звено даст сбой и перевозка не состоится. Это чревато предприятию крупными потерями, а транспортно - логистическая компания получит урон своей репутации.

Задачи и функции транспортной логистики

Сложная система, которая формирует транспортную логистику, должна выполнять такие основные функции:

  • доставка груза и прогноз оптимального процесса;
  • оформление документации, которая сопровождает груз;
  • соблюдение юридических норм и правил;
  • расчет за услуги транспортировки отдельным участникам процесса;
  • работы по погрузке и разгрузке;
  • правильная упаковка и складирование;
  • оптимизация процесса с помощью автоматизации и внедрения технических инноваций;
  • информационное сопровождение груза;
  • таможенные и страховые услуги.

Основная задача транспортной логистики - выполнить перевозку груза в установленный срок качественно с минимальными затратами.

Чтобы это сделать, нужно выполнить ряд подзадач.

Сперва следует проанализировать пункты доставки. Менеджер должен учесть особенности груза, местность, ландшафт, вид транспорта, особые условия перевозки (пожаробезопасность, габариты груза и т.д.). Обобщив информацию, он может принять решение использовать несколько видов транспорта, сделав промежуточные пункты для разгрузки - погрузки.

Затем следует проанализировать сам груз. Во внимание берутся все характеристики - хрупкость, вес, состояние, влияние температур и других факторов. Например, ядовитые вещества нельзя провозить через населенные пункты.

Теперь приходит время определиться с транспортом. Тут важно учесть его характеристики, тарифы и время транспортировки. У всех видов транспорта есть свои минусы и плюсы. Важно выбрать оптимальный вариант для конкретного груза.

Построение маршрута - также важная задача транспортной логистики. Опытный менеджер всегда подбирает несколько вариантов пути, чтобы иметь запасной вариант. Также следует просчитать риски и расходы в случае повреждения и задержки груза.

Контроль за выполнением процесса позволяет информировать заказчика о месте нахождения груза, его сохранности. Для этого используются навигационная техника, мобильная связь и Интернет.

Документация, сопровождающая процесс

Эта отрасль полностью регламентируется законами разного вида и содержания. Основным документом, которые сразу же составляется между заказчиком и исполнителем, является договор. В нем указывается, что логистическая компания обязуется выполнить задачу в срок, оговоренный в документе, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в полном объеме.

Для транспортировки груза обязательно должны быть составлены такие документы:

  • доверенность на перевозку;
  • товарно - транспортная накладная;
  • накладные на груз;
  • сводные ведомости;
  • счета - фактуры.

В зависимости от вида транспорта, который был выбран, документальная база может быть дополнена.

Заключение

Транспортная логистика - неотъемлемая часть функционирования предприятий разных форм собственности, масштаба и прибыльности. Без этой системы доставка грузов была бы несовершенной. Компании бы постоянно теряли свои доходы, лишались товара и клиентов.

Положительной чертой в развитии транспортной логистики является то, что сфера совершенствуется, автоматизируется и выходит на новый высокие уровни.

Вопрос № 1. Транспорт. Назначение и состаляющие.

Транспорт - совокупность средств сообщения, путей сообщения и сооружений, устройств по обслуживанию. Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Транспорт делится на три категории:

1)транспорт общего пользования,

2) транспорт специального пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт специального пользования - внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт - это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.

3)Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.

Весь транспорт можно разделить на ряд групп по определенным признакам.

По числу колес : Моноцикл, Бицикл, Трицикл, Квадроцикл

По типу колес : Железнодорожный транспорт, Легкорельсовый транспорт, Гусеничный транспорт

По типу двигателя : Самоходный транспорт, Мототранспорт, Приводимый мускульной силой, Прицепы

По среде перемещения : Водный транспорт, Воздушный транспорт, Наземный и подземный

По виду собственности и количеству пассажиров: Индивидуальный транспорт, Общественный транспорт

По грузоподъемности : Грузовой, Легковой

Вопрос № 2. Транспортная система. Внешний, городской, пригородный и локальный (экзотический) транспорт.

Транспортная система - транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности . Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей - задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств - механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

1)протяжённость путей сообщения,

2)численность занятых,

3)грузо- и пассажирооборот.

Уровни транспортной системы:

1)Внешний: ж\д. авиа. автомоб, водные (морской и речной)

Населенный пункт не может без транспорта. Составляющие внешнего транспорта зависят от размера и географ положения города.

2)Городской: необходим при повышении пешеходной доступности (15 мин). Составляющие внешнего транспорта зависят от размера и населенности пункта. Бывает: пассажирский (массовый, локальный), грузовой, специальный.

3)Пригородный: автобусы. ж\д, водный, авто. Повышенная интенсивность днем и вечером (=маятник)

4)Локальный (экзотический)

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Вопрос № 3. Городской транспорт. Назначение и основные характеристики.

Транспорт – совокупность средств сообщения, путей сообщения, сооружений и устройств по обслуживанию

Виды : пассажирский, гручовой, специальный (милиция, скорая помощь, МЧС и т.д.) Начначение:

1. Перевозка грузов (более прогнозируем)

2.перевозка людей

Грузовой транспорт делится на

1. Промышленный (чависит от величины и профиля хочяйства)

2. Строительный (зависит от величины города)

3. Потребительский (от величины и тенденции к развитию)

4. Очистительный

Пассажирский

1. Общегородской (массовый: метро, троллейбусы, автобусы, трамваи; индивидуальный)

2. Локальный (движение на ограниченном пространстве - завод, ТРК)

Провозная способность - это количество пассажиров, которых может быть перевезено по одной нитке, в одном направлении, за единицу времени. 80-90 тыс пассажиров в час - метрополитен 15 - 30-35 тыс пассажиров в час - трамвай 10-23 тыс пассажиров в час - троллейбус

Зависит от вместимости, остановочных пунктов

Самая большая у метро, жд, трамвая, троллейбуса, автобуса

Вместимость - это количество пассажиров к ее разрешению перевозить по нормам на 1м 2 . В час пик 8 человек на 1 кв метр.

Скорость сообщения – это скорость передвижения на массовом транспорте с учетом плановых и неплановых остановок.

Троллейбус

Индивидуальный

Вместимость

4 Пассажирский транспорт общего пользования

Автобусы - наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. Взависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

    основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

    подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

    внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

    в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100- 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500-5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности - надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10- 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45-48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60-65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70-80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100- 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74-139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5-2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.

Транспорт (от латинского «переношу», «перемещаю», «перевожу») – кровеносная система мирового хозяйства. Ни одна из отраслей экономики не может существовать без транспорта, поскольку именно он объединяет их в единый комплекс и осуществляет перевозку грузов и пассажиров.

Мы настолько привыкли к транспорту, что не замечаем его. Но даже незначительные перебои в его работе нарушают наш комфорт, а иногда и парализуют все звенья экономики.

Не случайно транспорт в целом или его отдельные виды развиты в каждой стране мира. Он соединяет страны и континенты, удаленные друг от друга на тысячи километров. Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.

К наземному транспорту относятся прежде всего автомобильный и железнодорожный, а также трубопроводный транспорт.

Автомобильный транспорт по праву называют транспортом XX в. Маневренность, возможность доставки пассажиров и груза «от двери к двери», незначительная зависимость от погодных условий обусловили его быстрое развитие.

В начале 90-х годов мировой автомобильный парк насчитывал почти 500 млн автомобилей. Около 80 % этого количества автомашин приходилось на развитые страны. По общей протяженности автомобильных дорог первое место в мире занимает США (около 5 млн километров), по плотности автомобильной сети выделяются западноевропейские страны и Япония.

Автомобильный транспорт является лидером во внутригородских и пригородных перевозках. Модернизация средств передвижения в последние годы выдвинула автотранспорт на ведущие позиции и в перевозках на дальние расстояния. Так, в двухэтажных автобусах туристы чувствуют себя комфортно даже на длительных трансконтинентальных маршрутах. Все больше и больше появляется на международных трассах тяжелых грузовых тягачей.

В «автомобильной столице» мира – Лос-Анджелесе 2/3 улиц и площадей заняты под стоянки автомобилей. В среднем на каждого жителя здесь приходится две машины. В ФРГ плотность автопарка составляет 100 единиц на 1 км2.

В мире примерно 4/5 пассажиров перевозится автомобильным транспортом. К сожалению, на автомобильных дорогах мира ежегодно гибнет более 200 тыс. человек.

Автомобиль – главный загрязнитель окружающей среды. На него приходится большая часть загрязняющих веществ, которые ежедневно выбрасываются в атмосферу.

Железнодорожный отличается от других наземных видов транспорта значительным объемом и разнообразием перевозок, абсолютной независимостью от погоды и относительной дешевизной. Поэтому достаточно продолжительное время он был лидером среди других видов транспорта.

Общая длина железных дорог в мире составляет около 1,2 млн километров. Половина из них приходится на шесть огромных по размерам государств: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралийский Союз. По количеству перевозимых грузов первое место в мире занимает Россия (почти половина мировых перевозок).

Во многих развитых странах в настоящее время железнодорожная сеть сокращается. Главная причина этого – жесткая конкуренция со стороны автомобильного транспорта. В некоторых развивающихся странах железнодорожная сеть вовсе отсутствует.

Современная тенденция в развитии этого вида транспорта – электрификация железных дорог, внедрение сверхскоростных линий, а также сверхтяжелых составов.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на дальние расстояния жидких, газообразных и твердых (преимущественно сыпучих) грузов. Трубопроводами транспортируются главным образом нефть и газ. Этот вид транспорта выделяется среди других относительной дешевизной перевозок, а по производительности уступает только морскому. Наиболее длинные трубопроводы мира проложены в США и России.

В последнее время в мире появились продуктопроводы, с помощью которых передаются бензин, аммиак, угольная крошка, цемент.

Выводы:

Транспорт – третья важная отрасль мирового хозяйства.

Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.

Наземный транспорт включает: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, а также гужевой и вьючный виды.

Автомобильный транспорт лидирует по перевозке пассажиров и грузов. В то же время он является главным загрязнителем окружающей среды.


Читайте в разделе

Транспортное средство является техническим устройством, цель которого - перевозка людей или груза на дальние расстояния. Сегодня в мире насчитывается более десятка тысяч таких устройств. Поэтому, чтобы различать один транспорт от другого, людьми была придумана стандартная классификация, благодаря которой все виды транспортных средств можно условно разделить по их назначению, используемой энергии и среде перемещения.

Основные виды транспортных средств

Как и было сказано выше, в зависимости от определенных признаков все виды транспортных средств можно поделить на три основные группы:

  • по назначению;
  • по используемой энергии;
  • по среде перемещения.

Так как вышеупомянутые виды транспортных средств имеют свою классификацию, особенности и различаются друг от друга по определенным признакам, то их можно рассмотреть более подробно.

Виды транспорта по назначению

Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:

  • Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
  • Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
  • Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт - это личный автомобиль или мотоцикл.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

Виды транспорта по используемой энергии

В зависимости от используемой энергии, бывают транспортные средства:

  • Приводимые в движение ветряной силой, например, парусные судна (парусники).
  • Приводимые в движение мускульной силой (движимые человеком или животным). Самый распространенный транспорт, движимый человеком, - это велосипед, который приводится в движение ножными педалями. Кроме того, существуют менее используемые в повседневной жизни небольшие гребные суда и веломобили, которые движутся также при помощи силы человека. О транспортных средствах, движимых животными, более подробно написано ниже под соответствующим заголовком.
  • С личным двигателем. Этот вид, в свою очередь, делится на транспорт с тепловым и электронным двигателем.

Транспорт с тепловым двигателем - механическое транспортное средство, которое работает за счет превращения тепла в энергию, необходимую для передвижения. Источником тепла в таких двигателях может быть, например, органическое топливо. Один из самых известных представителей транспорта с тепловым двигателем - паровоз, который приводится в движение за счет обработки (растопки) угля.

Электронным считается тот транспорт, двигатель которого приводится в работу за счет энергии электричества. Основными транспортными средствами подобного типа являются трамваи, фуникулеры, монорельсы, электромобили и электроходы.

Виды транспорта по среде перемещения

В зависимости от среды перемещения транспорт может быть:

  • наземным (автомобильный, железнодорожный, велосипедный, трубопроводный, а также транспорт, движимый животными);
  • воздушным (авиационные и аппараты воздухоплавания);
  • водным (надводные и подводные суда);
  • космическим (аппараты и машины, движущиеся по безвоздушным путям);
  • иного вида.

К прочим видам транспорта относятся стационарные подъемники (лифты), элеваторы, канатные дороги и т. д.

Наземный транспорт

Существуют различные наземные транспортные средства, которые подразделяются по ряду признаков:

  • По виду движителя есть гусеничный (некоторые виды танков, тракторов и кранов), колесный (автомобили, велосипеды, мопеды, мотоциклы), а также наземный транспорт, который приводят в движение животные.
  • По количеству колес бывают: моноциклы (одноколесные транспортные средства), бициклы (двухколесные), трициклы (трехколесные) и квадроциклы (четырехколесный транспорт).
  • По типу видов дорог бывают железнодорожные и безрельсовые транспортные средства. К железнодорожному транспорту относится любое транспортное средство, которое перевозит груз и пассажиров по рельсовым путям. То есть, это могут быть локомотивы, вагоны, трамваи, монорельсы и эстакадный транспорт. К безрельсовому относится любой наземный транспорт, в том числе и автотранспорт, который передвигается по суше.

Автомобильные транспортные средства

Самым популярным и распространенным видом наземных транспортных средств считается автомобильный транспорт. К автомобильному относятся все виды средств, при помощи которых выполняется перевозка груза и пассажиров по безрельсовым путям. Многие автомобили предназначаются не только для перевозки на короткие, но и на дальние расстояния, особенно, в тех случаях, когда невозможно доставить пассажиров, продукты или материалы другим способом.

Весь автомобильный транспорт делится:

  • На гоночные машины, которые, чаще всего, используют в автомобильных и спринтерских заездах (дрэг-рейсинг, авто-слалом и др.). К таковым относятся, например, монопосты - одноместные автомобили с открытыми колесами, использующиеся в гонках «Формулы-1».
  • На транспортные автомобили, которые служат лишь для перевозки груза и пассажиров. В зависимости от цели назначения, они бывают легковыми (автомобили личного пользования), грузовыми (автомобили-фургоны, тягачи, др.) и перевозными (автобусы, маршрутные такси и т. д.).
  • На специальные машины, которые, помимо всего прочего, оснащены дополнительным оборудованием, предназначенным для тех или иных целей. К таковым относятся, например, машины скорой помощи или пожарные автомобили.

Транспортные средства, движимые животными

Использовать животных в качестве средств передвижения люди научились тогда, когда других видов наземного транспорта еще не существовало. Хоть уже прошли года, появились современные транспортные средства, многие все равно предпочитают прокатиться верхом на коне или запрячь животное в повозку, чтобы транспортировать какой-либо груз.

К транспорту, движимому животными, относится:

  • Гужевой транспорт. В качестве транспортных средств для перемещения груза и пассажиров на повозках, телегах, людьми в основном используются лошади, собаки, верблюды, буйволы, слоны и другие млекопитающие, которых можно приручить и обучить транспортировке.
  • Вьючный транспорт. Само название вьючного транспорта походит от упаковочной поклажи (вьюка), которую крепят на спину животного. Подобное транспортное средство используется в тех случаях, когда гужевой транспорт является нецелесообразным, например, в горных районах, где слишком крутые склоны и узкие дороги, что значительно затрудняет передвижение повозок и телег. Помимо горных районов, вьючных животных используют в сельской и болотистой местности, а также в пустынях или в северных регионах, где присутствуют плохие дороги или их практически нет.
  • Верховой транспорт, который предназначен как для перевозки пассажиров, так и для участия в специальных спортивных соревнованиях и состязаниях. В основном к верховому транспорту относятся лошади, верблюды и слоны.

Трубопроводные транспортные средства

Основной целью трубопроводных транспортных средств является только транспортировка грузов (химических веществ, жидких и газообразных продуктов) по специальным каналам (трубам). Этот вид наземного транспорта является самым дешевым и популярным, аналогов которому в мире не существует. Например, на территории РФ, трубопроводы используются для транспортировки более 95% добываемой нефти.

Помимо дешевизны, трубопроводный транспорт имеет и другие достоинства:

  • быстрая перевозка груза;
  • низкая себестоимость транспортировки;
  • отсутствие потерь груза во время доставки;
  • трубопроводы можно прокладывать где и как угодно (не считая воздушных путей).

Основные виды трубопроводных транспортных средств: канализация, водопровод, мусоропровод и пневматический транспорт (пневмопочта).

Воздушный транспорт

Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.

Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.

Водный транспорт

Это один из классических видов транспортных средств. Такой транспорт предназначается для перевозок по искусственным (водохранилища, каналы) и природным (озера, реки, моря и др.) водным путям.

В отличие от воздушного, водный транспорт является одним из самых дешевых после трубопроводного. Именно поэтому подобными транспортными средствами перевозиться практически все: начиная от стройматериалов и заканчивая полезными ископаемыми. А такие плавсредства, как, например, паромы, способны даже перевозить другой транспорт.

Но вот пассажирских перевозок в последнее время стало значительно меньше. Это обосновано довольно низкой скоростью, с которой суда движутся от одного морского порта к другому.

Основные виды транспортных средств, движущиеся по водным путям: надводные (лодки, катера, лайнеры, корабли) и подводные суда.

Космический транспорт (космический аппарат)

Космический транспорт (космический аппарат) - механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безвоздушному пространству (в космосе). Разумеется, говоря о перевозке людей, подразумевается то, что они являются одновременно и пассажирами, и экипажем, управляющим космическим аппаратом. В основном же такой транспорт предназначен для более специфических целей. Например, космические станции предназначены для различных исследований рельефа, океанов и атмосферы, которые нельзя провести на Земле, а спутники позволяют людям смотреть международные телевизионные программы и делать прогнозы погоды метеорологам. Кроме того, некоторые космические аппараты используются в военных целях (слежка за зонами боевых действий, разведка деятельности других стран, обнаружение приближающихся космических объектов и т. д.).

Из основного космического транспорта можно выделить: спутники, космические корабли, орбитальные и межпланетные станции, планетоходы.