ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Лекции для родителей про терроризм и экстремизм. «Профилактика терроризма и экстремизма» материал на тему. Социальный проект «информационно-психологическое противодействие терроризму»

Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.

Цели урока:

Познавательные:

Активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека;

Расширить представление детей о молодежной субкультуре;

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;

Способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

Воспитательные:

Способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;

Формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;

Способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.

Задачи урока:



  • определить причины и цели экстремизма и терроризма;




  • воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.
Оборудование урока:

  • рабочие тетради учащихся;


  • текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ;

Основные понятия и термины:

  • глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.
Форма урока:

План урока


  1. Организационный момент.




  2. Изучение новой темы урока.


  3. Групповая работа с текстом документов.


  4. Подведение итогов.
План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

О террористических актах нам рассказывают средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.

В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемыми молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.

Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

Мозговой штурм:

Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?

1 этап. В тетрадях фиксируются причины по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания дается 5 мин.

2 этап работы заключается в том, что все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске (без повторений и критики, см. «Правила проведения мозгового штурма»).

3 этап работы выстраивается иерархия причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1.).

Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди, характеризуются такими психологическими особенностями как: максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Формирование основных понятий .

Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.

Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.

Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» своей нации.

Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

Терроризм это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

Террор ( от лат. “ terror” - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).

Терроризм это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе” (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).

Терроризм это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей” (Е.П. Кожушко).

Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.

Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.

Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций.

Да, согласен

Согласен, но с оговорками

Не согласен

Не знаю, не определился

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.

При подведении итога дискуссии использовать подходы к определению молодежной субкультуры (Приложение 2.).


Групповая работа с текстом документов

На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.

По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

Разработка и защита проектов

На заключительном этапе второго урока каждой группе предлагается разработка проектов «Роль и возможности молодежных субкультур в формировании антиэкстремистской идеологии молодых людей».

Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные молодежные субкультуры южного региона» и др.

Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газ еты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.

Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.

Материалы для разработки проектов : интернет ресурсы, приложения 1- 3.

Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

После защиты проектов учитель завершает занятие и дает домашнее задание.

Приложение 1.

Причины развития эктремизма среди молодежи


  1. Возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.

  2. Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.

  3. В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они ».
Исследователи выделяют четыре основных источника терроризма и экстремизм:

Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
В-третьих , проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

Приложение 2.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними.

С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны – это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны – для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований. Самым объемным и наиболее подходящим можно считать определение молодежной субкультуры, данное С.И. Левиковой .

Приложение 3.

Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны со смысложизненными ориентациями. Смысложизненные ориентации испытывают влияние той системы ценностей, которая доминирует в ближайшем окружении. А ближайшее окружение молодого человека – это те молодые люди, которые являются носителями особой культуры, субкультуры современной молодежи. От того, насколько изученными будут вопросы социальных и экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, особенности структуры ценностно-смысловой сферы молодежи, а также возможные деформации смысложизненных ориентаций, зависит успешность построения психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей.

Молодые люди в условиях российской модернизации вынуждены «примеривать» на себя существующие стандарты поведения, провозглашаемые духовные ценности. Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений происходит достаточно сложно, оно не может ограничиваться декларациями и волевыми решениями, этот процесс происходит на фоне существующих традиций и на фоне инноваций.

Современная молодежь имеет разные ценностные ориентации и можно говорить об их подвижности, зависимости динамики ценностных ориентаций юношей и девушек от уровня их социализации, от целого ряда внешних факторов. В такой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторым молодым людям удается успешно адаптироваться, кому-то очень трудно дается самоопределение и выбор своего пути.

Необходимость оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей актуальна по целому ряду обстоятельств. Прежде всего, следует сказать о том, что молодежь - важнейшая демографическая группа, от которой зависит будущее российского общества. А развитие личности молодого человека происходит на фоне все более усложняющихся социальных, экономических, политических условий, которые не могут не откладывать отпечаток на систему ценностей, на моральные нормы. Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны с их смысложизненными ориентациями.

Репрезентация в сознании молодого человека необходимости расходования энергии и способностей молодых людей в нужные обществу сферы деятельности и последующие за этим изменения стиля поведения тем реальнее, чем больше продуманы условия оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки.

В частности, на наш взгляд, создание формальных (официальных) молодежных объединений будет способствовать адекватному психолого-педагогическому воспитанию молодежи, что будет выражаться в формировании адекватной ценностно-смысловой сферы и направлению потенциала молодежи в нужное русло для общества.

К сожалению, необходимо отметить, что сегодня почти не существует или имеются, но в очень малом количестве, организации, которые бы были в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачи духовно-нравственного воспитания молодых людей. В обществе все ярче появляется идеал успеха и процветания, не укладывающиеся в стереотипы способы поведения молодых людей, особенности их молодежной культуры раздражают взрослое поколение. Но если вместо раздражения, негодования психологи, педагоги, родители и все те представители старшего поколения, которые непосредственно оказывают осознанное или неосознанное влияние на молодежь, станут проявлять терпение, любовь, объединят свои усилия, то возможна организация комплексной психолого-педагогической работы с юношами и девушками. Необходимо создание модели педагогического взаимодействия педагогов и родителей еще на стадии обучения в школе с целью взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга.

В основу всей работы по психолого-педагогическому сопровождению, несомненно, должен быть положен системный подход, в логике которого процесс сопровождения молодых людей, может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства, общества и конкретных организаций и учреждений.

Психолого-педагогическое воздействие следовало бы направить на: формирование у молодежи такой системы ценностей, которая позволяла бы выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;

формирование культуры мышления – духовного образования, характеризующего меру социального развития и чувства ответственности;

интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности и принесет пользу обществу, членом которого является молодой человек.

Можно было бы выделить ряд направлений по психолого-педагогическому воздействию и психолого-педагогическому сопровождению молодежи:

социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным слоям современной молодежи;

программно-структурное направление, включающее организацию совместной деятельности молодых людей;

экономическое направление, которое включало бы определение объектов и источников материального стимулирования и финансирования молодежных организаций, спортивных клубов и др.;

инновационное направление, которое вместо привычного педагогического воспитания в назидательной форме переходит к модели развития активного нравственного сознания, формирования ценностных и смысложизненных ориентаций.


  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.

  2. Концепция противодействия терроризма в Российской Федерации.

  3. Левикова С.И. Место в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 4.

  4. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. № 11.

  5. Федеральный Закон РФ «О противодействии терроризму»

  6. Хриенко Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи // Социал.-гуманитар. знания. 2005. № 1.

  7. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

Раздел 7. Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-2

Тема урока: Роль СМИ в формировании антиэкстремистских установок у старшеклассников.

Цели урока:

Показать возможности и роль СМИ в противодействии идеологии экстремизма и терроризма.

Задачи урока:


  • углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

  • определить роль СМИ в жизни современного человека;

  • определить возможности и опасности СМИ в формировании установок и мировоззрения молодежи;

  • осуществить поиск путей решения данной проблемы;

  • способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

  • совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

  • продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;

  • воспитывать чувство ответственности учащихся за свое будущее.
Оборудование урока:

  • рабочие тетради учащихся;

  • компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;

  • тексты с характеристикой форм деятельности СМИ;

  • специально оформленная классная доска.
Основные понятия и термины:

  • СМИ, идеология экстремизма и терроризма, антиэкстремистские установки, критическое мышление.
Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

План урока


  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

  3. Актуализация представлений учащихся о проблеме.

  4. Обобщение и систематизация опорных знаний.

  5. Изучение новой темы урока

  6. Формирование основных понятий.

  7. Групповая работа с текстами.

  8. Презентация проектов учащихся.

  9. Подведение итогов.

Лекция: «Профилактика экстремизма в молодежной среде» Экстремизм - зло против человечества Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. «Терроризм», «террористы», «экстремизм» - слова, которые практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и страх наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, которые, гарантированны нам Конституцией Российской Федерации. Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации - это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это поистине страшные страницы нашей истории… Немалозначительной проблемой сегодня является и экстремизм, который затягивает все больше и больше молодых людей, а особенно в возрасте от 14 до 18 лет. Экстремисты радикально отрицают существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Нередко разрешенные массовые демонстрации протеста, перерастают в хулиганские действия и беспорядки, нападения на граждан и сопровождаются призывами к насилию - это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные. В последнее время большинство терактов происходит под лозунгами «смерть ради спасения». Сегодня религию используют для зла, для уничтожения, для достижения хаоса в мире. Человечество забыло о принципах гуманизма, справедливости, доброты, забыло о сути веры. Понятие "исламизм" появилось еще в прошлом веке. Традиционно считается, что ислам - это религия мира, добра, нравственного совершенствования, а исламизм - это радикальный ислам, который из чисто духовно-религиозного учения превратился в политическую тоталитарную идеологию. Приверженцев исламизма называют исламистами. Исламисты хотят устроить жизнь всего общества по законам шариата, т. е. по законам ислама, записанным в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Частные правила для верующих мусульман они хотят сделать обязательными для всех людей, превратить религиозные законы в общегосударственные. Это означает: отрицание равенства мужчин и женщин, свободы совести, светского суда, всеобщей грамотности, установление строгих норм одежды и поведения и т. д. Исламизм означает фундаментализм, как возвращение к крайне консервативным традициям прошлого, резкое и враждебное неприятие современных широких границ социальных норм. Но самое главное, исламисты нацелены на силовую экспансию ислама за рубежи своих стран и считают, что надо вести священную войну с неверными - джихад. Большинство терактов последних десятилетий есть деятельность исламистов. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной в силу простоты и однозначности своих правил, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Экстремизм и одна из его самых опасных форм - терроризм - быстро изменяется, использует все более разрушительные методы. Экстремисты действуют вне каких-либо нравственных рамок и морали, и зачастую превращают свою преступную деятельность в бизнес. Поэтому в настоящее время можно говорить об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждением являются видеосъемки самих террористических актов, убийств на религиозной почве и их последствий, которые в свою очередь являются отчетом перед заказчиком за предоставленные денежные средства. На территории современной России осуществляют противоправную деятельность международные экстремистские группы, которые пропагандируют исламизм. Данная воинственная идеология проповедуется главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах. Обозначенная проблема касается не только Северного Кавказа, но и всей территории Российской Федерации. Хотелось бы отметить не всегда положительную роль средств массовой информации в формировании массового сознания. В потоке информации имеются разнообразные сведения об экстремальных событиях, террористических акциях. При этом в сети Интернет можно натолкнуться на различные запрещенные методы воздействия на психику человека. С этим связана опасность втягивания молодых людей в экстремистскую деятельность. При этом лица, исповедующие крайние взгляды, завязывают знакомства в социальных сетях под предлогом заинтересованности в устройстве личной жизни. Затем в процессе общения происходит навязывание экстремистской идеологии, чуждых религиозных взглядов. В результате это приводит к отказу от семьи, друзей, изменениям в поведении, привычках. Родители, государственные органы воспринимаются как враги. Так, гр. Х., житель Республики Татарстан, познакомился в социальной сети с несовершеннолетней Б., и в течение 3 месяцев переписывался с ней, несколько раз приезжал для встреч в город, где проживала девочка. Во время очередной встречи они, втайне от родителей несовершеннолетней, приобрели билеты и уехали по направлению одной из республик Северного Кавказа. Впоследствии было установлено, что под обещанием жениться скрывалось намерение гр. Х. продать несовершеннолетнюю в рабство в арабскую страну. В связи с проблемой распространения экстремизма и терроризма следует отметить неоднозначность молодежных неформальных объединений. По официальной статистике, большинство членов данных объединений в России - старшеклассники, учащиеся профессиональных образовательных организаций, незанятые подростки. Как показывает практика, именно несовершеннолетние охотно поддерживают разнообразные возникающие движения и субкультуры (эмо, панки, готы, скины и т.п.). Принадлежность к одной из групп, по мнению самих несовершеннолетних, повышает самооценку, помогает почувствовать себя независимым, и, в то же время, нужным для кого-либо. Примыкая к подобным движениям, школьники часто ориентируются на его влиятельность среди сверстников, редко задумываясь о том, что некоторые идеи, пропагандируемые сторонниками этого движения, идут вразрез с общечеловеческими ценностями. Например, набравшее силу движение скинхэдов, проповедует нацистскую идеологию. Их деятельность направлена против нерусских и приезжих и связана с нарушениями общественного порядка, нанесением побоев, тяжких телесных повреждений, совершением убийств. К сожалению, в современной России все больше молодых людей подвержено влиянию сект. Секта - это религиозная организация или группа лиц, замкнувшихся на своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. В чем состоит опасность сект? Дело в том, что основная цель секты - это превращение своих членов в послушных и раболепных людей, которыми можно легко управлять и подвергать любого рода эксплуатации для получения необходимой выгоды. Поэтому в сектах люди теряют здоровье, собственность, деньги, а главное, способность самостоятельно жить в обществе. Большинство сектантских общин, приверженных так называемой «естественной» жизни, вынуждают своих последователей придерживаться сторогой диеты, отвергают медицинскую помощь. Таковой является секта «Свидетели Иеговы». Например, в г. Санкт-Петербурге в одной из больниц скончался 3-летний мальчик, т.к. его мать-иеговистка отказалась от проведения жизненно необходимой ребенку процедуры переливания крови. Для вербовки новых членов секты и дальнейшего руководства ими используется обман, гипноз, техники кодирования и другие средства контролирования сознания. Сектанты предпочитают работать с детьми школьного возраста, психика которых еще не сформировалась, и которые представляют легкую добычу. Детей приглашают прийти на интересную беседу, и уже через несколько бесед по душам у них возникает состояние, близкое к наркотической зависимости. Выбраться из секты крайне трудно, т.к. сознание полностью закрыто от критического восприятия мира. Итак, если к вам подошел кто-то, приглашающий прийти на интересную необычную лекцию или семинар, обещающий вам какие-либо блага (зарплату, учебу за рубежом и т.п.), никогда не давайте своего номера телефона, адреса, проявляйте разумную осторожность, не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Помните, что почти все секты имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов, разрушения судеб. Как видим, экстремизм многолик и многообразен. Современный терроризм не знает никаких границ в пространственном отношении. Поэтому большое значение имеет правильное отношение к воспринимаемой информации, умение ее анализировать и иметь представление о механизмах и последствиях влияния на личность. Односторонняя или искаженная информация, которая передается в том числе через Интернет, зачастую обладает большой силой пропагандистского внушения и, несомненно, нуждается в осмыслении и критической оценке. Вот почему необходимо овладевать медиаграмотностью и учиться анализировать информацию, осознавать механизмы манипулятивного воздействия и уметь отстаивать собственную точку зрения. Кроме того, следует воспитывать в себе толерантность как активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

На протяжении последних трех лет в московских школах начали преподавать «уроки толерантности» и уроки по профилактике экстремизма. Эти занятия призваны научить проявлению терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций, а также предостеречь ребят от вовлечения в ряды экстремистки настроенной молодежи.
Студенты Института социально-экономических и гуманитарных наук в качестве практических занятий проводят подобные уроки в школах Центрального административного округа столицы.
Представляем вашему вниманию план урока, который взят за педагогическую основу проведения подобных занятий.

План урока по профилактике экстремизма.
«Экстремизм и патриотизм».

Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества;
- сформировать у учащихся представление об ответственности, предусмотренной законодательством РФ за экстремистскую деятельность.

Задачи урока:
- ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;
- показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;
- определить основные отличия действий, продиктованных патриотическими чувствами, от проявлений экстремистской направленности;
- ознакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;
- предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов РФ за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций).

Ход урока.

1. Введение.
Мы с вами граждане одного государства - Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

2. Толерантность
Учащимся показываются фотографии, по которым они должны предположить особенности характера того или иного человека. Ответы учащихся обсуждаются, а потом рассказываются факты, касающиеся этих людей. Несовпадения анализируются и делается вывод о том, что первое мнение о человеке может быть абсолютно неверным.
Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Во многих языках понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — toleranz; французское — tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

3. Понятие «экстремизм»
Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.
Показ слайдов, отражающих разрушительные последствия экстремистских проявлений и их обсуждение.
Как вы считаете что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам.
Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Первейшая цель экстремистских актов - не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.
Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:
Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.
Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.
Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.
Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

4. Понятие «патриотизм»
Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Патриотизм - это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.
В чем выражается Патриотизм:
Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.
- Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.
- Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
- Качество характера и поступки, достойные всеобщего уважения, ложатся в основу патриотизма
Таким образом, мы с вами выяснили, чем отличается патриотизм от экстремизма. Запомните главное:
Патриотизм - это любовь к стране, а экстремизм - это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

5. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма
В декабре 2010 года в Москве произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России, последовавшая за убийством в Москве футбольного болельщика Егора Свиридова. Молодой человек погиб в ходе драки, произошедшей 6 декабря 2010 года между компанией фанатов ФК «Спартак Москва» и группой выходцев с Северного Кавказа. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты.
Все вы помните, что самым массовым в этой серии стал несанкционированный митинг на Манежной площади. В результате более 60 человек были привлечены к административной ответственности и около 10 к уголовной.
Какие же законы были нарушены теми, кто вышел в тот день на Манежную площадь и теми, кто участвовал в дальнейших митингах на площади Европы, у Киевского вокзала и других? По каким статьям предусмотрена ответственность за данные преступления?
Во-первых, это хулиганство. Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое - уголовная.
Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.
Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:
- нецензурная брань в общественных местах;
- оскорбительное приставание к гражданам;
- уничтожение или повреждение чужого имущества.
Все эти действия влекут за собой:
- либо наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти.
- либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Но если хулиганство совершенно с применением оружия либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то это уже считается преступлением и, согласно ст. 213 УК, влечет за собой более суровую ответственность в виде:
- обязательных работ на срок от 180 до 240 часов
- либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет;
- либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Во-вторых, административным правонарушением является
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.
Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.
Таким образом, если человек не просто пришел участвовать в митинге, но и оделся соответствующим образом или использовал в своей речи нацистские приветствия, то по отношению к нему могут быть применены следующие санкции:
- либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
- либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
В-третьих, на таких митингах всегда действует закон толпы: одни участники призывают других к протестам, к мести за обиженных (в данном случае за убитого Егора Свиридова), а другие, заражаясь общим настроем, кричат, дерутся, наносят вред чужому имуществу.
Первые в этом случае могут быть осуждены по статье 280 УК РФ, которая устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Данной статьей предусмотрен достаточно большой штраф - до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет. Возможен также арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Кроме того, может быть применена и ответственность по Статье 282 УК РФ, которая устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием СМИ. Не забываем, в рассматриваемом нами случае речь идет о публичном митинге.
Наказанием за данное преступление является:
- либо штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного года до двух лет;
- либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
- либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов;
- либо исправительными работами на срок до одного года;
- либо лишением свободы на срок до двух лет.
Вторые же, помимо уже упомянутого нами хулиганства, совершают следующие правонарушения:
Статья 214. устанавливает ответственность за Вандализм. Вандализм - это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Если эти деяния совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то они считаются экстремистскими и наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Если же в результате даже случайного повреждения пострадает здание или памятник, имеющие историческую или культурную ценность (а мы с вами помним, что Манежная площадь - это центр Москвы), то в силу вступат уже другая статья - статья 243, которая устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. За данное преступление предусмотрены:
- либо штраф в особо крупном размере - до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до восемнадцати месяцев;
- либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов;
- либо лишение свободы на срок до двух лет.
Если же люди пришли на митинг, направленный против лиц другой национальности, не случайно, а предварительно подготовившись и организовав сплоченную группу, то их действия попадают под статью 282.1 УК РФ - организация и участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество - организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Естественно, что за организацию экстремистской группы предусмотрена более строгая ответственность, нежели просто за участие. Например, штраф за организацию может доходить до двухсот тысяч рублей, а за участие - только до сорока тысяч рублей. Кроме того, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремисткой группы, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

6. Подведение итогов урока
. Каждый из вас - хозяин своей жизни, своей судьбы.
. Вокруг Вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти - подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.
. Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации. Это подтверждает история.
. Все великие военные империи - пали.
. Перед вами открыты сейчас все пути - выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!

Для просмотра нажмите на картинку

«Профилактика терроризма и экстремизма»

К существующим глобальным угрозам безопасности, таким как инфекционные болезни, экологическая деградация, распространение оружия массового поражения, транснациональная организованная преступность добавилось такие социально негативные явления, как терроризм и экстремизм. Несмотря на статистически небольшую долю преступности в целом, акты терроризма уносят огромное количество невинных жизней, одномоментно внушают страх и ужас жителя целой страны или даже мира, на долгое время дестабилизируют привычную жизнь, подрывают авторитет государственной власти и системы правоохраны, причиняют не проходящую боль тысячам людей.

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 69 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм - это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

10 декабря 2013 года в БОУ ДПОПКС «КРИПКРО» состоялся республиканский семинар по актуальной теме: «Профилактика терроризма и экстремизма в образовательной среде». В семинаре приняли участие 70 педагогов образовательных учреждений республики в том числе и педагоги из Яшкульского района.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Мунчинова Л.Д., ректор КРИПКРО, отметившая, что необходимо формировать в образовательном учреждении деятельностную среду, которая позволит обучающимся социализироваться, интегрироваться и умело отражать негативные процессы в обществе.

По информации, прозвучавшей в докладах представителей правоохранительных органов в республике реализуется Республиканская целевая программа «О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия», утвержденной решением Правительства Республики Калмыкия №31 от 15 февраля 2013 г.

В республике активно распространяется специальная литература, проводятся мониторинги, декады, месячники и другие мероприятия, направленные на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде.

Главная мысль, прозвучавшая во всех выступлениях, – усилить воспитательную работу, нацеленную на развитие духовно-нравственных ценностей. В семье, в школе, в вузе должна создаваться атмосфера толерантности, уважения прав и свобод человека, стремление к согласию, к активному диалогу.

Во второй части семинара был проведен мастер-класс преподавателя-организатора ОБЖ Гюнзиковой О.Ф. по теме «Вместе против экстремизма». Затем для обсуждения был представлен В.О. Бовиковой, ст. преподавтелем Калмыцкого РИПКРО, обучающий мультфильм «Зина, Кеша и террористы», разработанный службой МЧС России.

Особый интерес вызвала у участников семинара ролевая игра, в результате которой все попадали в непредвиденные условия «заложников». В ходе игры участники семинара должны были совместными усилиями находить варианты правильного поведения с «террористами».Совместное обсуждение игровых ситуаций раскрыло, как практическое, так и психологическое понимание роли заложников в руках террористов.

Участники республиканского семинара пришли к единому мнению, что терроризм и экстремизм – это большая, сложная проблема, для решения которой придется принимать серьезные меры на протяжении длительного периода, но в то же время порядок в этой сфере возможно навести лишь консолидированными усилиями, и призвали присутствующих делать все возможное, чтобы подобное не повторилось нигде и никогда.

Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).

(Слайд 1)

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

  • политический
  • национальный
  • религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.(слайд)

На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Преступления экстремистской направленности.

К преступлениям экстремистской направленности относятся:

публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.

Проявления экстремистской деятельности

  • Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
  • Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
  • Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
  • Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

Это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

Это нарастание социальной напряженности.

Это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

Это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.

Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. «Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру.

Создал в 1988г. и возглавлял организацию уроженец Саудовской Аравии Усама Бен Ладан

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.

Грамотное и систематическое осуществление превентивных организационно- технических мер также способно предотвратить отдельные проявления терроризма. Минимизировать количество жертв при их наступлении.

I.Мероприятия по профилактике терроризма

Учебно-тренировочное занятие по обучению персонала навыкам безопасного поведения при угрозе совершения теракта - 2 раза в год

Организация и проведение инструктажа персонала школы

Организация и проведение инструктажа учащихся школы по правилам поведения при угрозе теракта

Проведение разъяснительной работы среди родителей и учащихся

Дежурство родительского патруля во время проведения вечеров, праздников, общешкольных мероприятий

Оформление стенда – уголка «Правила поведения при теракте»

II. Мероприятия по профилактике экстремизма среди учащихся

Проведение дней родного языка, дней славянской письменности и культуры.

Проведение классных часов, направленных на профилактику экстремизма.

Мониторинг уровня воспитанности учащихся.

Проведение недели вежливости.

Проведение декады толерантности.

Проведение тематических недель «Отечество мое – Россия», по гражданско – патриотическому воспитанию.

Проведение тематического периода «За здоровый образ жизни», по спортивно – оздоровительному воспитанию.

Контролирование посещаемости учащимися из проблемных сем ей уроков, спортивных секций, кружков.

Проведение мероприятий направленных на исключение случаев национальной вражды, направленных на воспитание толерантности.

Оказание правовой и информационной помощи учащимся, родителям на классных часах классных и общешкольных родительских собраниях.



В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;


В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;


В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.


В настоящее время неформальные молодежные группировки можно условно разделить на несколько групп: Фанаты спортивных команд Группировки националистического толка (в том числе скинхеды) Прозападные поклонники различных музыкальных направлений (панки, реперы и т. п.) Поклонники различных культов (сатанисты, кришнаиты, готы и т. п.) Леворадикальные группировки (АКМ, НБП, СКМ).


Административная ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. статья 20.3 – «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» статья – «производство и распространение экстремистских материалов».


Уголовная ответственность за преступления экстремистского характера Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (с 16 лет)за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.


Основные признаки того, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии: -его манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика; - резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры; -на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремисткой-политического или социально-экстремального содержания;


Основные признаки того, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии: - в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, могущие быть использованы как оружие; - проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм; - повышенное увлечение вредными привычками; - резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости; - псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.


Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно: 1. Не осуждайте категорически увлечение подростка 2. Начните «контрпропаганду». 3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, 4. Обратитесь за психологической поддержкой.