ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Страхующие приборы. Спк ирбис - парашютный прибор ппк-у Допустимые пределы срабатывания приборов по времени

ППК-У – полуавтомат парашютный, комбинированный, унифицированный.

575 – длина шланга в мм.

А – тип подсоединения.

Полуавтомат для срабатывания необходимо взвести, а затем вытащить шпильку. Комбинированный – может работать как по времени, так и по высоте.

Унифицированный – путем замены тросика и шланга может быть установлен на разные парашютные системы.

Предназначен для автоматического раскрытия чекующего приспособления ранца в случае потери работоспособности парашютиста. Подходит для прыжков с круглой техникой, устанавливается как на запасной, так и на основной парашют. Также устанавливается на ЗП систем типа «Крыло» (не очень подходит для этих целей).

Обеспечивает при установке срабатывания по времени работу в диапазоне от 2 до 5 секунд, при установке срабатывания по высоте – диапазон от 300 до 8000 метров. Усилие срабатывания – 28 кг. Гарантийное число срабатываний – 500 раз.

Время работы часового механизма после срыва блокировочного рычага со штока – от 0,8 до 1,2 сек.

Рабочий ход вытяжного троса – 70 мм. Гибкая шпилька не должна позволять стравливаться прибору при возвратно-поступательных в пределах 5 мм. Масса прибора – 950 грамм.

Допустимый предел срабатывания по времени – при установке на 2 секунды. Диапазон срабатывания – от 1,7 до 2,3 сек. При установке на 5 сек – диапазон срабатывания от 4,3 до 5,7 сек. Допустимые отклонения при срабатывании по высоте при установке срабатывания 0,7 км – 660-990 м.

Длина шланга 575 мм.

Длина троса 732 мм.

Общая схема прибора.

1. Часовое устройство – отвечает за срабатывание по времени.

2. Анероидное устройство – во взаимодействии с часовым отвечает за работу по высоте.

3. Система рычагов – связывает часовое и анероидное устройство при работе по высоте.

4. Регулировочный винт – регулирует установку прибора, переводит прибор с работы по высоте на работу по времени.

5. Гибкая шпилька – запирающее устройство, не позволяет прибору работать.

6. Вытяжной механизм – воздействует на чекующее приспособление ранца.

7. Смотровые окна – служат для контроля работоспособности прибора.

Принцип работы.

1. С помощью регулировочного винта и анероида устанавливается необходимая высота срабатывания.

2. В прибор вставляется гибкая шпилька.

3. Прибор взводиться в ручную. ВНИМАНИЕ! ПРИБОР ВЗВОДИТСЯ ДО ЗАЧЕКОВКИ РАНЦА С ОБЯЗАТЕЛЬНЫИ ОТСОЕДИНЕНИЕМ БАЙОНЕТНОЙ ГАЙКИ ОТ БАЙОНЕТНОЙ ПЛАСТИНЫ!

4. При этом часовое устройство должно быть установлено на 5 секунд, блокируя рычаг выше штока.

5. Работа прибора блокируется шпилькой.

6. На высоте, превышающей высоту срабатывания прибора на 400 м, из прибора извлекается гибкая шпилька. Прибор вступает в работу. При этом часовой механизм стравливается примерно на 4 секунды.


7. Система рычагов во взаимодействии с анероидным устройством блокирует дальнейшую работу часового механизма.

8. При снижении на высоту, превышающую установленную высоту срабатывания на 100 м, происходит разблокировка часового механизма и стравливание его на 0,8-1,2 сек после чего срабатывает вытяжной механизм.

Устройство прибора.

1. Петля.

2. Спецгайка.

3. Резиновый амортизатор (без него не использовать).

4. Байонетная гайка.

5. Трос.

6. Гофрированный шланг.

7. Корпус, на нём:

В нижней части смотровое окно высоты,

Регулировочный винт,

Затвор шпильки.

8. Крышка корпуса:

Смотровое окно часового устройства,

Смотровое окно блокировочного рычага.

9. Внутри корпуса монтажная пластина:

Ней шкала времени и система рычагов,

Под ней анероидная коробка со штоком и часовой механизм,

Рядом с ней вытяжной механизм.

Правила обращения со страхующим прибором.

1. При каждой укладке производить внешний осмотр на предмет целостности смотровых окон, отсутствия внутри воды и грязи.

2. Не допускать ударов, надавливаний на прибор, перегибов шланга.

3. Оценивать усилия при взведении прибора (плохо, если слишком легко или тяжело).

4. При подсоединении к шпилькам проверять состояние металлической петли, затянутость спецгайки.

5. Следить, чтобы байонетная пластина на ранце не была сломана, либо сильно деформирована, не имела острых углов перегиба, не вырывалась из верхнего клапана.

6. При подсоединении к шпилькам вытяжной трос не должен иметь слабины в виде буквы S.

7. Следить, чтобы верхняя часть ранца была туго набита.

8. Прибор взводится до зачековки ранца при этом байонетная гайка снимается с байонетной пластины.

9. Байонетная гайка должна быть закручена до конца на шланге.

10. Перед каждым прыжком проверяем установку прибора по высоте.

11. При одевании и переноске парашюта не допускать случайных выдергиваний шпильки.

12. При прыжках на 5 секунд установка прибора 4000 м

13. Выдергивание шпильки при работе по высоте производится на борту по команде выпускающего с превышением 400 м.

14. При снижении на борту вставить шпильку до высоты 1000м, после этого прибор стравливается на земле и взводится заново.

15. Извлечение шпильки

а) команда от выпускающего,

б) непосредственно извлечение шпильки,

в) убрать шпильку за прибор,

г) доклад выпускающему о том, что шпилька вынута.

16. После раскрытия ОП проконтролировать высоту срабатывания прибора.

- используются для определения высоты в свободном падении и при работе под куполом.

Высота при прыжке с парашютом - это синоним времени. Раскрыть парашют, зайти на площадку приземления, построить коробочку и сделать «подушку» - выполнение этих действий на нужной высоте является первым условием безопасности прыжка.

При обучении парашютистов по классической программе , а также при совершении десантных прыжков на круглых парашютах , страхующие приборы ставятся и на основной парашют.

Так же, как и высотомеры, страхующие приборы делятся на две группы:

  • механические - срабатывают при достижении парашютистом установленной вручную критической высоты или с учетом времени его отделения от самолета. Они надежны, устанавливаются вручную каждый раз перед прыжков и требуют обязательного отключения при открытии основного парашюта.
  • электронные - способны учитывать не только высоту, но и скорость движения парашютиста при падении, и срабатывают на основе анализа соотношения критической высоты к скорости падения. Они оценивают ситуацию намного быстрее, чем механические, но зависимы от источника питания и дороги.

ППК-У - Полуавтомат Парашютный Комбинированный Унифицированный (прибор) - предназначен для раскрытия ранца парашюта (через определённый период времени на определённой высоте) или введение в действие других устройств, раскрывающих парашют, парашютно-спасательные системы или включающих механизмы катапультных установок летательных аппаратов. Прибор может быть использован в качестве страхующего средства на спасательных, десантных, запасных, тренировочных и спортивных парашютах, когда парашютист по каким-либо причинам не может сам раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца. Кроме того, прибор может быть применен для раскрытия замка разъема или включения устройства грузовой парашютной системы.

Внешний вид прибора ППК-У 165А

Технические характеристики

Диапазон срабатывания прибора:

  • по времени - от 2 до 5 сек ;
  • по высоте - от 0,3 до 8 км (от уровня моря по стандартной атмосфере , с превышением на 100 м).

Прибор работает в интервале температур внешней среды от −60 °C до +60 °C до высоты 35км. Усилие силовых пружин прибора во взведенном состоянии не менее 28 кгс. Время работы часового механизма после срыва блокировочного рычага с упора анероида 0,8 - 1,2 сек. Прибор рассчитан на срабатывание при полном рабочем ходе вытяжного троса 77 мм (кроме грузового варианта). Грузовой вариант прибора (ППК-У-гр) имеет рабочий ход вытяжного устройства 40 мм. Масса прибора без монтажных деталей не превышает 950 г. Технический ресурс прибора до первого планового ремонта составляет 500 срабатываний в течение 8 лет (решением комиссии по проведению технического осмотра парашютно-десантных средств эксплуатирующей организации разрешается увеличить срок службы до 10 лет). Полный технический ресурс 1000 срабатываний.

При использовании прибора на самолетных катапультных устройствах технический ресурс до первого планового ремонта составляет 750 срабатываний при проведении регламентных работ и одноразовое катапультирование на протяжении того же календарного срока.

Варианты прибора

Каждый вариант прибора характеризуется его полным шифром.

Варианты расшифровываются следующим образом:

  • первые четыре буквы (ППК-У) определяет наименование прибора - полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный;
  • трехзначное число после наименования определяет длину шланга вытяжного механизма прибора (120, 165, 240, 405, 575 мм);
  • буква Т перед трехзначным числом обозначает, что прибор не имеет шланга. В этом случае трехзначное число после буквы Т определяет длину троса вытяжного механизма прибора (277, 424 мм);
  • буквы А, Б, В после трехзначного числа обозначают соответственно короткую, фигурную и удлиненную петли вытяжного механизма прибора.

Примеры расшифровки полного шифра прибора: ППК-У-Т277В - полуавтомат без шланга с тросом длиной 277 мм и удлиненной петлей; ППК-У-240Б - полуавтомат со шлангом длиной 240 мм с фигурной петлей, ППК-У-гр - полуавтомат грузовой (прибор не имеет гибкого шланга и используется с тросом длиной 146 мм).

Конструкция

Весь механизм прибора можно разделить на следующие основные части:

  1. Корпус;
  2. Система блокировки;
  3. Анероидное устройство;
  4. Вытяжное устройство;
  5. Вспомогательные узлы и детали;
  6. Часовой механизм.

В комплект входит гибкая шпилька, набор инструментов. Прибор включается выдергиванием гибкой шпильки.

При прыжках с высоты ниже установленной по шкале высот часовой механизм обеспечивает срабатывание вытяжного механизма, раскрывающего ранец парашюта через промежуток времени, заданный по шкале времени прибора.

ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ПАРАШЮТНЫЕ СТРАХУЮЩИЕ ПРИБОРЫ.

3.1. НАЗНАЧЕНИЕ СТРАХУЮЩИХ ПРИБОРОВ.

КОНСТРУКЦИЯ. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.

НАЗНАЧЕНИЕ.

Страхующие приборы- полуавтоматы парашютные комбинированные унифицированные типа ППК-У предназначены для автоматического раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.

Парашютные страхующие приборы используются в качестве страхующего средства на спасательных, тренировочных и запасных парашютах, и предназначены для введения в действие раскрывающего приспособления парашюта, когда парашютист по каким-либо причинам не раскрыл парашют сам с помощью вытяжного кольца. На каждом типе парашюта применяется ППК-У в определенной комплектации вытяжного механизма - с соответствующей длиной шланга, вытяжного троса и типом серьги.

КОНСТРУКЦИЯ.

Рис. 1 Парашютный полуавтомат ППК-У.

1 - корпус прибора, 2 - шкала установки высоты срабатывания 3 - шкала времени; 4 - гибкая шпилька, 5 - трубка, 6 - шланг, 7 - байонетный штифт: 8 - петля 9 - специальная шайба, 10 - трос; 11 - фал гибкой шпильки

Основными частями прибора являются:

Часовой механизм и анероидное устройство, взаимосвязанные между собой блокировочными рычагами (смонтированы между двумя платами в корпусе прибора)

Вытяжной механизм,

Корпус прибора с деталями

Гибкая шпилька с фалом и карабином.

ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ.

Служит для обеспечения отработки заданного интервала времени. Все детали механизма смонтированы между верхней и нижней платами. К верхней плате прикреплен циферблат. Шкала циферблата отградуирована от 0 до 5 сек. Участок шкалы от 0 до 2 сек. промежуточных отметок не имеет, а на участке от 2 до 5 сек. цена деления равна 0,5с. Часовой механизм снабжен стрелкой. На поле циферблата указывается тип прибора.

БЛОКИРОВОЧНЫЕ РЫЧАГИ.

Связывают между собой анероидное устройство (через упор анероида) и часовой механизм. Служат для блокировки часового механизма в целях обеспечения раскрытия парашюта на высоте, установленной на шкале высот. Расположены над верхней платой.

АНЕРОИДНОЕ УСТРОЙСТВО.

Служит для обеспечения срабатывания вытяжного механизма на заданной высоте. Работа анероидного устройства основана на принципе барометрического метода измерения высоты.

Анероидное устройство установлено на нижней плате. На нижний центр анероида надета шкала высот. Шкала высот оттарирована в пределах 0,3 - 8 км. Отметки шкалы оцифрованы и для прибора ППК-У имеют значения: 0.3, 0.5, 0.7, 1, 1.5, 2, 2.5, 3, 3.5, 4, 5, 6, 8. Установка значения заданной высоты срабатывания на шкале высот производится вращением регулировочного винта, находящегося на нижней части корпуса прибора. Шкала высот видна в окно, расположенное в боковой стенке корпуса прибора. На плексигласе нанесена и закрашена визирная риска против которой устанавливается значение высоты срабатывания.

К верхней мембране анероида приварен верхний центр с запрессованным в него упором, торец которого при выходе за верхнюю плоскость платы обеспечивает стопорение блокировочного рычага и остановку работы часового механизма.

ВЫТЯЖНОЙ МЕХАНИЗМ.

Является силовым элементом прибора и служит для раскрытия замыкающего приспособления ранца парашюта. Размещен в направляющей трубке, ввернутой в корпус. Внутри трубки установлены две силовые пружины, одна из которых помещена внутри другой. С одной стороны пружины опираются на поршень к которому подсоединен тросик вытяжного механизма. Поршень перемещается внутри трубки. На поршне имеется ролик, который при взводе прибора (перемещении поршня и сжатии пружин) входит в зацепление с собачкой часового механизма, что удерживает пружины в сжатом состоянии до тех пор, пока часовой механизм полностью не отработает установленное время после введения прибора в действие. На противоположном конце троса закреплен наконечник. На нем установлены: специальная гайка, хомут, специальный винт и петля. Эти детали в совокупности составляют присоединительный узел, предназначенный для связи троса со шпильками вытяжного кольца. Трос закрыт гибким металлическим шлангом. На наконечнике шланга нарезана резьба по которой перемещается хомут. На хомуте имеется байонетный штифт, предназначенный для закрепления конца шланга на специальной пластине, пришитой к ранцу парашюта. Перемещением хомута по наконечнику регулируется слабина троса.

КОРПУС ПРИБОРА.

В корпусе размещены все узлы часового и вытяжного механизмов. В крышке корпуса имеются два окна, закрытые оргстеклом. Через большое окно видны циферблат со стрелкой вытяжного механизма, а через малое окно - упор анероида. Через окно в корпусе видна шкала высот. Крышка крепится к корпусу винтами на один из которых ставится пломба. Между крышкой и корпусом имеется прокладка.

В боковую стенку корпуса со стороны трубки ввернут затвор в который вставляется гибкая шпилька.

Для предотвращения попадания внутрь прибора инородных частиц, после извлечения шпильки из затвора осевой канал корпуса под действием пружины перекрывается штоком. На торцевой поверхности затвора сделано кернение, указывающее, что к этой стороне канала следует прижимать конец гибкой шпильки при ее вводе в затвор. В корпусе затвора имеются два отверстия, служащие для контровки гибкой шпильки в корпусе затвора, что предотвращает самопроизвольное выдергивание шпильки.

ГИБКАЯ ШПИЛЬКА.

Предназначена для стопорения часового механизма прибора и введения его в работу. Введение в работу прибора происходит независимо от угла, под которым выдергивается гибкая шпилька из затвора. Гибкая шпилька представляет собой спираль из проволоки с плотной навивкой витков.

Гибкая шпилька к вытяжному устройству людской десантной парашютной системы подсоединяется посредством фала длиной 400 мм. На спасательных парашютах (С-4У, ПЛП-60) применяется фал длиной 2 м на одном конце которого закрепляется гибкая шпилька, а на другом карабин с фиксатором, предназначенный для подсоединения фала к монтажному кольцу (или скобе) фюзеляжа самолета или кресла.

Фал с гибкой шпилькой и карабином предназначен для принудительного выдергивания гибкой шпильки из затвора прибора в момент покидания самолета.

ПОЛНЫЙ ШИФР ВАРИАНТОВ ПРИБОРОВ ТИПА ППК-У:

- первые четыре буквы (ППК-У) определяют наименование прибора - полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный,

Трехзначное число после наименования (шифра) прибора определяет длину шланга вытяжного механизма (165, 240, 405 мм и др.),

Буквы А, Б, В после трехзначного числа означают тип петли вытяжного механизма прибора.



ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И РАБОТА ПРИБОРА.

Полуавтомат парашютный является комбинированным пробором и состоит из взаимосвязанных между собой часового механизма и анероидного устройства.

Работа анероида (чувствительного элемента) основана на принципе барометрического измерения высоты, т.е. зависимости между изменением атмосферного давления (изменения высоты) и упругой деформацией анероида. При увеличении высоты полета вследствие уменьшающегося атмосферного давления анероид (анероидная коробка) расширяется и, наоборот, при уменьшении высоты полета вследствие нарастающего атмосферного давления анероид сжимается. Зная данные изменения атмосферного давления по высоте, можно задать прибору необходимые параметры срабатывания.

Изменение атмосферного давления в зависимости от изменения высоты полета определяется принятой таблицей стандартной атмосферы (СА), где за 0 высоты принят уровень моря с давлением 760 мм рт.ст. Шкала высот прибора оттарирована согласно гипсометрической таблицы МСА с превышением на 100м, которое учтено в допустимых погрешностях. Это превышение компенсирует потерю высоты парашютистом за время от момента срабатывания вытяжного механизма прибора до момента наполнения купола парашюта. Таким образом шкала высот прибора характеризует примерную высоту по СА (высоту относительно уровня с давлением 760 мм рт.ст) на которой раскрывается купол парашюта.

Для приведения прибора в рабочее состояние его взводят, устанавливают вращением регулировочного винта требуемую высоту срабатывания и стравливают часовой механизм слегка вынимая гибкую шпильку до заданного времени задержки срабатывания. Прибор включается выдергиванием гибкой шпильки. Под действием пружин вытяжного механизма вступает в работу часовой механизм.

Если барометрическая высота прыжка выше установленной на шкале высот прибора, анероид блокирует (останавливает) часовой механизм и препятствует его работе до тех пор, пока парашютист не достигнет высоты, превышающей на 100 м установленную по шкале прибора. Анероид расширен таким образом, что упор анероида выступает над верхней плоскостью верхней платы и блокировочный рычаг часового механизма, дойдя до упора останавливает часовой механизм. По достижении заданной высоты за счет сжатия анероида, упор опускается и в момент совпадения с верхней плоскостью платы освобождает блокировочный рычаг, а часовой механизм дорабатывает оставшиеся 0,8 - 1,2 с и обеспечивает раскрытие парашюта на заданной высоте.

При прыжках с высоты ниже установленной на шкале высот прибора, блокировочный рычаг свободно проходит над упором анероида и часовой механизм отрабатывает время, установленное на шкале циферблата. Как только часовой механизм отработает заданное время (стрелка достигнет нуля шкалы), срабатывает вытяжной механизм и раскрывает замыкающее приспособление парашюта. В этом случае часовой механизм обеспечивает раскрытие парашюта через заданный промежуток времени.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

1. Диапазон срабатывания прибора:

По времени от 2 до 5 с.

По высоте от 0,3 до 8 км (от уровня моря по стандартной атмосфере).

3. Усилие силовых пружин прибора во взведенном состоянии не менее 28 кгс.

4. Время работы часового механизма после срыва блокировочного рычага с упора анероида 0,8 - 1,2с.

5. Гибкая шпилька, вставленная в прибор до отказа, при возвратно-поступательном перемещении ее в пределах 5 мм и отгибе ушка шпильки в разные стороны на 90° не должна допускать стравливания механизма ни на один зуб анкерного колеса. Затирание гибкой шпильки не допускается.

6. При установке времени срабатывания прибора на 2 с расстояние от края верхнего центра анероида до блокировочного рычага не менее 4 мм.

7. Упор шкалы высот обеспечивает ее установку ниже отметки 0,3 не более чем на 2 мм.

При переводе шкалы высот в случае применения излишнего усилия возможен срыв ее упора, что может привести к повороту шкалы на второй оборот и неправильной установке шкалы высот. Перевод шкалы высот на второй оборот за минимальную отметку 0,3 км приводит к несрабатыванию прибора, а перевод за максимальную отметку - к преждевременному срабатыванию (на большой высоте). Поэтому перевод шкалы высот следует производить только при помощи ключа-отвертки, входящего в комплект прибора, не применяя чрезмерных усилий и не допуская перемещения шкалы за пределы ее минимальной и максимальной отметок.

8. Прибор рассчитан на срабатывание при полном рабочем ходе вытяжного троса 70 мм.

9. Прибор во взведенном состоянии виброустойчив и ударопрочен.

10. Устойчив к воздействию инея и росы.

11. Защищен от попадания в него сора.

12. Работает при относительной влажности окружающей среды до 95-98% при температуре 15 - 25°С, выдерживает циклическое изменение температуры окружающего воздуха от -60 до +60°С.

13. Работоспособен после пребывания во взведенном состоянии непрерывно в течение 12 мес.

14. Масса прибора без монтажных деталей не более 950 гр.

При эксплуатации приборов, имеющих на тросе резиновый амортизатор, необходимо после каждого взведения прибора амортизатор придвигать вплотную к нижнему наконечнику шланга. Выполнение этого требования необходимо проверять перед каждым применением.

3.2. ПРАВИЛА ПРЫЖКОВ СО СТРАХУЮЩИМИ ПРИБОРАМИ.

Установка высоты на шкалах страхующих приборов тренировочных парашютов производится в зависимости от величины атмосферного давления дня у земли на уровне аэродрома и на площадке приземления, а также с учетом рельефа местности, чтобы истинная высота раскрытия основного парашюта (над рельефом местности) была 500 м т.е. прибор должен сработать на высоте не ниже 600 м, а на запасном парашюте - на 300 м ниже, чем на основном.

При высоком давлении во избежании немедленного срабатывания страхующих приборов (сразу после отделения от самолета) высоты прыжка и раскрытия основного парашюта д.б. увеличены из расчета: при увеличении давления на 10 мм рт.ст. (сверх 760) высота раскрытия парашюта увеличивается на 130 м.

При прыжках с использованием только шкалы циферблата следует устанавливать по шкале высот максимальную высоту.

Включение страхующих приборов, установленных на основном парашюте, осуществляется при помощи вытяжной веревки, закрепленной за трос в самолете. Самостоятельно вынимать гибкую шпильку из затвора прибора, находясь в самолете, запрещается.

Включение в работу страхующих приборов, установленных на запасных парашютах, производит выпускающий парашютистов из самолета вручную по команде, полученной от командира экипажа.

Установка шкалы высот и времени на шкалах страхующих приборов спасательных парашютов

Вращением регулировочного винта изменяется начальная деформация анероидной коробки.

При эксплуатации приборов, имеющих на тросе резиновый амортизатор, необходимо после каждого взведения прибора амортизатор придвигать вплотную к нижнему наконечнику шланга. Выполнение этого требования необходимо проверять перед каждым применением.

3.3. ПРОВЕРКА И УСТАНОВКА ПРИБОРОВ НА ПАРАШЮТ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО МОНТАЖУ ППК-У НА ИЗДЕЛИЕ.

1. Максимально допустимая сила трения устройств не должна превышать 16 кгс. При монтаже допускается не более двух изгибов шланга с радиусом не менее 100 мм и углом охвата одного изгиба не более 180 и другого не более 90°.

2. Монтаж должен обеспечивать выход троса из наконечника шланга вдоль его оси.

3. Монтаж прибора должен обеспечивать слабину троса вытяжного механизма в пределах 10 - 15 мм. Ото необходимо для обеспечения нормальной работы часового механизма до момента срабатывания вытяжного механизма прибора. Слабина троса более 15 мм не допустима, т.к. это значительно уменьшает ход конца троса, а также может привести к захлестыванию троса за посторонние детали и несрабатыванию вытяжного механизма прибора.

Слабина троса определяется как расстояние между концом петли вытяжного механизма прибора, и местом к которому шланг прибора крепится на изделии, при натянутом от руки тросе. Слабина регулируется перемещением хомута по резьбе наконечника шланга.

Рис. 2 Определение слабины троса

1 - хомут; 2 - трос прибора ППК-У; а - размер, определяющий слабину троса

4. Шланг прибора по всей длине должен плотно прилегать к ранцу парашюта и фиксироваться на нем.

Гибкая шпилька прибора д.б. законтрена одной крученой кордовой ниткой, вынутой из сердцевины х\б шнура ШХБ-125. Контровку производить следующим способом: продеть нить в боковое отверстие затвора 4, затем в ушко гибкой шпильки 2 и петлю фала 1, потом во второе боковое отверстие затвора 4 и далее снова в ушко шпильки и петлю фала. После этого нужно выбрать слабину нити и завязать ее концы тройным прямым узлом 5, плотно затянуть его. Свободные концы нити после затягивания узла 5 оставить в пределах 15-20 мм.

Рис. 3 Контровка гибкой шпильки.

1 - фал, 2 - шпилька гибкая, 3 - нить кордовая, 4 - затвор, 5 - узел тройной.

Технический осмотр страхующего прибора перед установкой на парашют при каждом его применении.

В процессе технического осмотра проверяются:

Наличие паспорта;

Целость пломбы;

Целость стекол;

Плотность прилегания крышки к корпусу;

Отсутствие вмятин на корпусе, на крышке и направляющей трубке,

Отсутствие вздутий шланга;

Размер зазора между контргайкой и втулкой с крышкой, который не должен превышать 1,6-2 мм, т. е. шланг должен быть завернут до конца;

Отсутствие разрывов ниток троса и шланга;

Отсутствие забоин на специальной гайке и на шланге;

Точность работы часового механизма;

Четкость работы вытяжного механизма;

Размер зазора между стрелкой и цифрой 5, который не должен превышать 5 мм (во взведенном состоянии);

Расположение штифта анероида (не должен выступать над верхней платой и не касаться ее);

Отсутствие стравливания часового механизма (не должно быть стравливания ни на один зуб анкерного колеса при поступательном перемещении шпильки в пределах 5 мм и отгибе головки шпильки на 90°);

Состояние гибкой шпильки (не затерта, не смята, не растянута, не заржавлена);

Запись в § 7 паспорта (проведение доработок по документам).

Вот основные типы страхующих приборов, которые получили широкое распространение среди парашютистов:

ППК-У

Парашютный полуавтомат комбинированный и унифицированный ППК-У служит для приведения в действие раскрывающего приспособления парашюта. Прибор используется на парашютах в качестве страхующего средства когда парашютист по тем или иным причинам не раскрыл парашют с помощью вытяжного кольца.

Прибор состоит из корпуса с трубкой, шланга, часового механизма и анероидного устройства. Для приведения прибора в рабочее состояние его взводят, предварительно вставив гибкую шпильку в затвор.

Прибор ППК-У имеет разную маркировку и комплектацию в соответствии с ней. Первые четыре буквы обозначают наименование прибора. Три цифры за ними длину шланга вытяжного механизма (120,240, 405, 165, 575 мм). Буква после этой цифры определяет какой петлей укомплектован прибор. Букве А соответствует короткая петля которая используется на спасательных и спортивно-тренировочных парашютах. Б - фигурная петля для парашютов имеющих двух конусный замок. Букве В - удлиненная петля используемая редко. Если после буквы У идет буква Т, то в комплект не входит гибкий шланг и такие приборы используются на катапультных установках. Буквы ГР после У определяю укороченный ход вытяжного механизма (40 мм против 70 мм у обычных) - такие приборы ставятся на грузовые системы.

Производитель: Второй Московский приборостроительный завод.

FXC

Полностью механический (как и ППК-у) прибор. Производится во Франции по американской лицензии с 1979 года фирмой Parachutes de France.

Прибор состоит из двух частей: основной блок - датчик вертикальной скорости и пиропатрон - располагается внутри ранца и открывает запасной парашют.

Контрольный блок с барометрическим датчиком. Располагается на подвеске. На нем устанавливается давление аэродрома.

Прибор не срабатывает при скорости снижения менее 12 м/с. Прибор срабатывает при скорости снижения более 20 м/с при высоте, ниже установленной.

Высота срабатывания устанавливается в диапазоне 300-1200 м.

Производитель: Parachutes de France.

Cypres

Cypres (Cybernetic Parachute Release System) - полностью электронный прибор, работающий по принципу «включил и забыл». Сайпрес состоит из самотестирующегося микропроцессорного прибора, контрольной панели, при помощи которой производится предпрыжковая установка высоты, и пиропатрона. На ранцах с двумя шпильками используется прибор с двумя пиропатронами. При включении Cypres выполняет самотестирование во время которого определяет выосту аэродрома. В течение дня прибор вносит поправки, измеряя давление два раза в минуту. При срабатывании прибора пиропатрон перерезает петлю зачековки запасного парашюта. Сайпрес работает от батареи, которая рассчитана на его работу приблизительно в течение 2-х лет или приблизительно на 500 прыжков.

Выпускается шесть моделей Cypres"а - Expert, Student и Tandem - каждая с одним (1-pin) или двумя (2-pin) пиропатронами.

У Cypres Expert кнопка включения контрольной панели красного цвета.

Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения более 35 м/с на высоте примерно 225 м. В случае отцепки на высоте ниже этой высоты Сайпрес будет работать до высоты примерно 40 м. Ниже 40 м открытие ПЗ не имеет смысла - на этой высоте работа Cypres"а прекращается.

У Cypres Student кнопка включения контрольной панели желтого цвета с надписью «Student». Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения 13 м/с. Высота срабатывания различная. В случае скорости снижения равной скорости свободного падения высота срабатывания приблизительно 225 м т.е. такая же, как и у Cypres Expert. Однако, если скорость снижения меньше скорости свободного падения, но все еще больше 13 м/с (т.е. при частично открытом куполе), на высоте 300 м сработает пиропатрон.

У Cypres Tandem кнопка включения контрольной панели синего цвета с надписью «Tandem».

Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения более 35 м/с на высоте примерно 580 м.

Производитель: Airtec

Cypres 2

Cypres 2 - это шаг вперед. Понимая, что парашютисты могут скептически и настороженно отнестись к полной переделке прибора, инженеры компании Airtec решили сохранить в новой версии прибора практически все основные характеристики Cypres.

Основное новшество нового прибора - hi-tech батарея и related power-management технология.

Первый прибор работает на литиумных батареях C-cell, которые нуждаются в замене по истечении 2 лет, либо после 500 прыжков. Cypres 2 работает на батареях hi-tech, срок службы которых составляет около 4 лет.

Прибор Cypres 2 меньше своего предшественника, но в то же время имеет более прочный с закругленными углами корпус. С2 водоустойчив на глубине до 15 футов (4,7 метра), в течение 15 минут. (Если прибор все же намок, то необходимо заменить фильтр, иначе прибор работать не будет.) Весит новый прибор чуть меньше первого.

Новые опции: прибор по прежнему управляется одной кнопкой, но при включенном состоянии этой кнопкой также можно вывести на дисплей серийный номер прибора и дату следующей регламентной проверки. Самотестирование прибора (self-test) занимает меньше времени. Прежние опции (включенные в новый прибор): срабатывание на определенной высоте, срабатывание в зависимости от скорости падения и алгоритм (принцип) срабатывания прибора, в зависимости от сложившейся ситуации.

Airtec уже продали свыше 50000 приборов Cypres. Тысячи из них используются каждый день. За 10лет своей службы Cypres заработал завидную репутацию во всем мире за свою безотказную работу и отсутствие ложных срабатываний. У компании Airtec есть информация о более, чем 1000 спасенных жизнях. Создателя и президента компании Хельмута Клоса это не может не радовать.

Cypres 2 имеет 12-ти летний срок службы и так же, как и его предшественник Cypres, обязан каждые 4 года (после 4-ех и 8-ми лет использования) проходить проверку в сервис центре. В проверку входит и замена батарейки.

У Cypres 2 проверка может быть проведена плюс (минус) 6 месяцев от положенной даты, в отличие от (плюс-минус) 3 месяцев у Cypres. На ранцы, к которым подходит Cypres, без проблем подойдет и Cypres 2.

Cypres 2 так же как и Cypres, имеет три версии: Эксперт, Студент и Тандем. Cypres 2 продается с мая 2003 года. Новый водоупорный пиропатрон от Cypres 2 так же подойдет и к первому Cypres"у.

Vigil

Несколько недель спустя после заявления компании Airtec о выпуске Cypres 2, небольшая бельгийская компания заявила о выпуске нового прибора ADD Vigil с многообещающими характеристиками. Если верить заявлениям создателей нового прибора, то он может стать серьезным конкурентом Cypres"у 2.

Vigil - страхующий прибор, подобный Cypres"у. Также как и Cypres, Vigil состоит из контрольного блока (включающего в себя компьютер и батарею), пиропатрона и консоли с дисплеем. Судя по габаритам, приборы ничем друг от друга не отличаются. Представители Advanced Aerospace говорят, что Vigil подойдет на все ранцы, годные под установку Cypres. У Vigil батареи, аналогичные Cypres 2, подлежащие замене после 4-х лет использования. Создается впечатление, что Advanced Aerospace Designs просто на просто клонировали Cypres 2. Однако, приборы имеют ряд отличительных особенностей.

Во-первых, для приборов Vigil не предусмотрены периодические (4-х летние) проверки в сервис центре. То есть, при разрядке батареи на дисплее прибора появляется соответствующая надпись и пользователь самостоятельно может заменить батарею. Прибор имеет неограниченную гарантию. Исключением является лишь пиропатрон, который рассчитан на 20 лет работы.

При сравнении Cypres и Vigil, можно сказать, что последний "ближе" народу. Одним из основных преимуществ Vigil"a над Cypres"ом является то, что прибор одним нажатием кнопки может быть запрограммирован, как Эксперт, Студент, либо Тандем вариант.

Vigil имеет аналогичные Cypres"у номинальные значения по высоте и скорости срабатывания. В отличие от Cypres, программа (настройка), загруженная в компьютер Vigil"а, может быть изменена через встроенный в него инфракрасный порт. Риггеры, используя этот порт, могут распечатать результаты работы прибора за время его эксплуатации и парашютист наглядно может просмотреть количество выполненных им прыжков и время свободного падения. Vigil как и Cypres имеет водозащитную оболочку, а так же защиту от электромагнитных излучений. Прибор в продаже с июля 2003 года. При сравнении приборов нельзя не отметить такой факт: пользователям Cypres каждые четыре года необходимо выкладывать по более чем 200 $ за очередное тех. обслуживание. Но, так же нельзя забывать, что безопасность прежде всего. Десять лет безотказной работы говорят сами за себя. Парашютисты знают, что бы не произошло в воздухе - на Cypres можно положиться. Тем более, что Vigil до сих пор находиться на стадии тестирования.

Advanced Aerospace говорят, что в течение последних двух лет тестировали данный прибор в камерах высоко давления и непосредственно при прыжках с парашютом.

Производитель: Advanced Aerospace Designs

Выражаем огромную благодарность сайту www.volosovo.ru за помощь в подготовке этого материала.