С каким усилием затягивать вкладыши. Моменты затяжек резьбовых соединений. Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС
Для изделий из углеродистой стали класса прочности - 2 на головке болта указаны цифры через точку. Пример: 3.6, 4.6, 8.8, 10.9, и др.
Первая цифра обозначает 1/100 номинальной величины предела прочности на разрыв, измеренную в МПа. Например, если на головке болта стоит маркировка 10.9 первое число 10 обозначает 10 х 100 = 1000 МПа.
Вторая цифра - отношение предела текучести к пределу прочности, умноженному на 10. В указанном выше примере 9 - предел текучести / 10 х 10. Отсюда Предел текучести = 9 х 10 х 10 = 900 МПа.
Предел текучести это максимальная рабочая нагрузка болта!
Для изделий из нержавеющей стали наносится маркировка стали - А2 или А4 - и предел прочности - 50, 60, 70, 80, например: А2-50, А4-80.
Число в этой маркировке означает - 1/10 соответствия пределу прочности углеродистой стали.
Перевод единиц измерения: 1 Па = 1Н/м2; 1 МПа = 1 Н/мм2 = 10 кгс/см2.
Предельные моменты затяжки для болтов (гаек).
Крутыщие моменты для затяжки болтов (гаек).
В таблице ниже приводятся закручивающие моменты для затяжки болтов и гаек. Не превышайте эти величины.
Резьба |
Прочность болта |
||
Выше перечисленные величины даются для стандартных болтов и гаек, имеющих
метрическую резьбу. Для нестандартного и специального крепежа смотрите руководство по ремонту ремонтируемой техники.
Моменты затяжки стандартного крепежа с дюймовой резьбой стандарта США.
В следующих таблицах приведены общие нормативы
моментов затяжки для болтов и гаек SAE класса 5 и выше.
1 ньютон-метр (Н.м) равен примерно 0,1 кГм.
ISO - Международная организация стандартов
Моменты затяжки стандартных ленточных хомутов с червячным зажимом для шлангов
В приводимой ниже таблице даются моменты затяжки
хомутов при их начальной установке на новом шланге, а
также при повторной установке или подтягивании хомутов
на шлангах, бывших в употреблении,
Момент затяжки для новых шлангов при начальной установке
Ширина хомута |
фунт дюйм |
|
16 мм 0,625 дюйма) |
||
13,5 мм 0,531 дюйма) |
||
8 мм 0,312 дюйма) |
||
Момент затяжки для повторной сборки и подтягивания |
||
Ширина хомута |
фунт дюйм |
|
16 мм 0,625 дюйма) |
||
13,5 мм 0,531 дюйма) |
||
8 мм 0,312 дюйма) |
Таблица моментов затяжки типовых резьбовых соединений
Номинальный диаметр болта (мм) |
Шаг резьбы (мм) |
Момент затяжки Нм (кг.см, фунт.фут) |
|
Метка на головке болта "4" |
Метка на головке болта "7" |
||
3 ~ 4 (30 ~ 40; 2,2 ~ 2,9) |
5 ~ 6 (50 ~ 60; 3,6 ~ 4,3) |
||
5 ~ 6 (50 ~ 50; 3,6 ~ 4,3) |
9 ~ 11 (90 ~ 110; 6,5 ~ 8,0) |
||
12 ~ 15 (120 ~ 150; 9 ~ 11) |
20 ~ 25 (200 ~ 250; 14,5 ~ 18,0) |
||
25 ~ 30 (250 ~ 300; 18 ~ 22) |
30 ~ 50 (300 ~ 500; 22 ~ 36) |
||
35 ~ 45 (350 ~ 450; 25 ~ 33) |
60 ~ 80 (600 ~ 800; 43 ~ 58) |
||
75 ~ 85 (750 ~ 850; 54 ~ 61) |
120 ~ 140 (1,200 ~ 1,400; 85 ~ 100) |
||
110 ~ 130 (1,100 ~ 1,300; 80 ~ 94) |
180 ~ 210 (1,800 ~ 2,100; 130 ~ 150) |
||
160 ~ 180 (1,600 ~ 1,800; 116 ~ 130) |
260 ~ 300 (2,600 ~ 3,000; 190 ~ 215) |
||
220 ~ 250 (2,200 ~ 2,500; 160 ~ 180) |
|||
290 ~ 330 (2,900 ~ 3,300; 210 ~ 240) |
480 ~ 550 (4,800 ~ 5,500; 350 ~ 400) |
||
360 ~ 420 (3,600 ~ 4,200; 260 ~ 300) |
610 ~ 700 (6,100 ~ 7,000; 440 ~ 505) |
ДВИГАТЕЛЬ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
---|---|---|
Болт крепления головки цилиндров | М12х1,25, | См. разделДвигатель |
Гайка шпильки крепления впускного и выпускного коллекторов | М8 | 20,87–25,77 (2,13–2,63) |
Гайка крепления натяжного ролика | М10х1,25 | 33,23–41,16 (3,4–4,2) |
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 18,38–22,64 (1,87–2,31) |
Болт крепления шкива распределительного вала | М10х1,25 | 67,42–83,3 (6,88–8,5) |
Винт крепления корпуса вспомогательных агрегатов | М6 | 6,66–8,23 (0,68–0,84) |
Гайки шпилек крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 15,97–22,64 (1,63–2,31) |
Болт крепления крышек коренных подшипников | М10х1,25 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) |
Болт крепления масляного картера | М6 | 5,15–8,23 (0,52–0,84) |
Гайки болта крышки шатуна | М9х1 | 43,32–53,51 (4,42–5,46) |
Болт крепления маховика | М10х1,25 | 60,96–87,42 (6,22–8,92) |
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости | М6 | 7,64–8,01 (0,78–0,82) |
Болт крепления шкива коленчатого вала | М12х1,25 | 97,9–108,78 (9,9–11,1) |
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости | М6 | 4,17–5,15 (0,425–0,525) |
Гайка крепления приемной трубы глушителя | М8 | 20,87–25,77 (2,13–2,63) |
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя | М8 | 15,97–22,64 (1,63–2,31) |
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну | М12х1 | 14,7–19,6 (1,5–2,0) |
Гайка болта крепления передней опоры силового агрегата | М10х1,25 | 41,65–51,45 (4,25–5,25) |
Гайка болта крепления левой опоры силового агрегата | М10х1,25 | 41,65–51,45 (4,25–5,25) |
Гайка крепления кронштейна левой опоры к силовому агрегату | М10х1,25 | 31,85–51,45 (3,25–5,25) |
Гайка крепления задней опоры силового агрегата | М10х1,25 | 27,44–34 (2,8–3,47) |
Гайка болта крепления кронштейна задней опоры к силовому агрегату | М12х1,25 | 60,7–98 (6,2–10) |
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника | М6 | 8,33–10,29 (0,85–1,05) |
Болт крепления маслоприемника к насосу | М6 | 6,86–8,23 (0,7–0,84) |
Болт крепления масляного насоса | М6 | 8,33–10,29 (0,85–1,05) |
Болт крепления корпуса масляного насоса | М6 | 7,2–9,2 (0,735–0,94) |
Пробка редукционного клапана масляного насоса | М16х1,5 | 45,5–73,5 (4,64–7,5) |
Датчик контрольной лампы давления масла | М14x1,5 | 24–27 (2,45–2,75) |
Гайки крепления карбюратора | М8 | 12,8–15,9 (1,3–1,6) |
Гайка крепления крышки головки цилиндров | М6 | 1,96–4,6 (0,2–0,47) |
СЦЕПЛЕНИЕ
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
---|---|---|
Винт конический крепления шарнира тяги привода | М8 | 16,3–20,1 (1,66–2,05) |
Болт крепления механизма выбора передач | М6 | 6,4–10,3 (0,65–1,05) |
Болт крепления корпуса рычага переключения передач | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Гайка крепления хомута тяги привода | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Гайка заднего конца первичного и вторичного вала | М20х1,5 | 120,8–149,2 (12,3–15,2) |
Выключатель света заднего хода | М14х1,5 | 28,4–45,3 (2,9–4,6) |
Болт крепления крышки фиксаторов | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Винт крепления вилок к штоку | М6 | 11,7–18,6 (1,2–1,9) |
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала | М10х1,25 | 63,5–82,5 (6,5–8,4) |
Гайка крепления корпуса привода спидометра | М6 | 4,5–7,2 (0,45–0,73) |
Гайка крепления оси рычага выбора передач | М8 | 11,7–18,6 (1,2–1,9) |
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Пробка фиксатора вилки заднего хода | М16х1,5 | 28,4–45,3 (2,89–4,6) |
Винт конический крепления рычага штока выбора передач | М8 | 28,4–35 (2,89–3,57) |
Болт крепления картера сцепления и коробки передач | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
---|---|---|
Гайка крепления верхней опоры к кузову | М8 | 19,6–24,2 (2–2,47) |
Гайка крепления шарового пальца к рычагу | М12х1,25 | 66,6–82,3 (6,8–8,4) |
Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку | М12х1,25 | 77,5–96,1 (7,9–9,8) |
Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку | М12х1,25 | 77,5–96,1 (7,9–9,8) |
Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову | М12х1,25 | 77,5–96,1 (7,9–9,8) |
Гайка крепления растяжки | М16х1,25 | 160–176,4 (16,3–18) |
Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу | М10х1,25 | 42,1–52,0 (4,29–5,3) |
Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову | М8 | 12,9–16,0 (1,32–1,63) |
Болт крепления кронштейна растяжки к кузову | М10х1,25 | 42,14–51,94 (4,3–5,3) |
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре | М14х1,5 | 65,86–81,2 (6,72–8,29) |
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку | М10х1,25 | 49–61,74 (5,0–6,3) |
Гайка подшипников ступиц передних колес | М20х1,5 | 225,6–247,2 (23–25,2) |
Болт крепления колеса | М12х1,25 | 65,2–92,6 (6,65–9,45) |
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
---|---|---|
Гайка крепления картера рулевого механизма | М8 | 15–18,6 (1,53–1,9) |
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления | М8 | 15–18,6 (1,53–1,9) |
Болт крепления кронштейна вала рулевого управления | М6 | Завернуть до отрыва головки |
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне | М8 | 22,5–27,4 (2,3–2,8) |
Гайка крепления рулевого колеса | М16х1,5 | 31,4–51 (3,2–5,2) |
Контргайка тяги рулевого привода | М18х1,5 | 121–149,4 (12,3–15,2) |
Гайка крепления шарового пальца тяги | М12х1,25 | 27,05–33,42 (2,76–3,41) |
Болт крепления тяги рулевого привода к рейке | М10х1,25 | 70–86 (7,13–8,6) |
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма | М38х1,5 | 45–55 (4,6–5,6) |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
---|---|---|
Винт крепления цилиндра тормоза к суппорту | М12х1,25 | 115–150 (11,72–15,3) |
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру | М8 | 31–38 (3,16–3,88) |
Болт крепления тормоза к поворотному кулаку | М10х1,25 | 29,1–36 (2,97–3,67) |
Болт крепления заднего тормоза к оси | М10х1,25 | 34,3–42,63 (3,5–4,35) |
Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к кузову | М8 | 9,8–15,7 (1,0–1,6) |
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю | М10х1,25 | 26,5–32,3 (2,7–3,3) |
Гайка крепления вакуумного усилителя к кронштейну | М10х1,25 | 26,5–32,3 (2,7–3,3) |
Штуцер тормозного трубопровода | М10х1,25 | 14,7–18,16 (1,5–1,9) |
Наконечник гибкого шланга переднего тормоза | М10х1,25 | 29,4–33,4 (3,0–3,4) |
Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой. С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах. Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.
Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).
Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.
Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее. Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать. Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.
Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров. Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия).
Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.
Видео.
Без динамометрического ключа в ремонте двигателя делать нечего! Моменты затяжки при ремонте Honda Civic, очень важны. Инженеры Honda вычислили для каждого болта и гайки в автомобиле свой момент. Затягивать от руки до характерного хруста не нужно. Во первых вы можете сломать какой нибудь болт, и доставать его будет крайне сложно. Во вторых перекошенная ГБЦ явно будет пропускать масло и охлаждающую жидкость. В Honda Civic, как и любой другой машине, используются разные моменты затяжки, от 10 Нм до 182нм и даже больше, болт шкива коленвала. Советую приобрести мощный динамометрический ключ, мощный и хороший, с щелчком по достижению момента , не берите стрелочный. И последние, все соединения которые находятся в составе одного элемента (диск, ГБЦ, крышки) затягиваются в несколько этапов от центра наружу и зигзагом. Итак по порядку, все описываю в Нм (Nm). Не забудьте немного смазать резьбу маслом или медной смазкой.
Данные моменты подходят для всей D Серии D14,D15,D16 . Не проверял D17 и D15 7 поколения.
Болты крепления крышки ГБЦ | 10 Нм |
Болты постели ГБЦ 8мм | 20 Нм |
Болты постели ГБЦ 6мм | 12 Нм |
Гайки крышки шатуна | 32 Нм |
Болт шкива распредвала | 37 Нм |
Болт шкива коленвала | 182 Нм |
Болты крышки постели коленвала D16 | 51 Нм |
Болты крышки постели коленвала D14, D15 | 44 Нм |
Болты и гайки крепления масляного заборника | 11 Нм |
Болты крепления масляного насоса | 11 Нм |
Болта крепления платы привода (AT) | 74 Нм |
Болта крепления маховика (MT) | 118 Нм |
Болты крепления масляного поддона | 12 Нм |
Болты крышки заднего сальника коленвала | 11 Нм |
Датчик крепления помпы ОЖ | 12 Нм |
Болт крепления скобы генератора (от помпы к ген) | 44 Нм |
болт ролика натяжителя ГРМ | 44 Нм |
Болт датчика CKF | 12 Нм |
Болты крепления пластиковых кожухов ГРМ | 10 Нм |
Крепление датчика VTEC к ГБЦ | 12 Нм |
Болт масляного поддона (широкая прокладка), пробка | 44 Нм |
Моменты затяжки болтов ГБЦ
На более ранних версиях, было всего два этапа, позже уже 4. Важно
Желательно, протягивать болты да и вообще работать с резьбовыми соединениями при температуре не ниже 20 градусов тепла. Не забывайте что нужно вычищать от любой жидкости и грязи резьбовые соединения.Так-же, желательно после каждого этапа подождать 20 минут для снятия "напряжения" металла.
P.S. В разных источниках даются разные цифры, например 64, 65, 66 НМ. Даже в оригинальном справочники для разных регионов, пишу сюда средние или максимально знакомые.
- D14A3, D14A4, D14Z1, D14Z2, D14A7 — 20 Нм, 49 Нм, 67 Нм. Контрольный 67
- D15Z1 — 30 Нм, 76 Нм Контрольный 76
- D15Z4, D15Z5, D15Z6, D15Z7, D15B (3Stage) — 20 Нм, 49 Нм, 67 Нм. Контрольный 67
- D16Y7, D16y5, D16Y8, D16B6 — 20 Нм, 49 Нм, 67 Нм. Контрольный 67
- D16Z6 — 30 Нм, 76 Нм Контрольный 76
- Контргайка настройки зазоров клапанов d16y5, d16y8 — 20
- Контргайка настройки зазоров клапанов D16y7 — 18
- Банджо болт топливного шланга d16y5, d16y8 — 33
- Банджо болт топливного шланга D16y7 — 37
Другие моменты затяжки
- Гайки на дисках 4х100 — 104 Нм
- Свечи зажигания 25
- Ступичная гайка — 181 Нм
Узнай что то новое
Данная статья актуальна для автомобилей Honda выпуска 1992-2000 годов, таких как Civic EJ9, Civic EK3, CIVIC EK2, CIVIC EK4 (частично). Информация будет актуальна для владельцев Honda Integra в кузовах DB6, DC1, с моторами ZC, D15B, D16A.