ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Профессия на стыке наук: кто такой архитектор? Кто такой архитектор и чем он занимается? Кто может работать главным архитектором

Архитектор – одна из самых древних профессий, придуманных человеком. В переводе с древнегреческого «архитектор» означает «главный строитель», то есть специалист, который проектирует здание и осуществляет руководство на всем протяжении строительства.

Специализация в строительной отрасли привела к тому, что сейчас термин «архитектор» имеет более узкий смысл. Архитектор занимается разработкой объемно-планировочных решений, то есть отвечает в большей степени за внешний вид здания и интерьеров, в то время как конструктивное проектирование – это дело инженеров-проектировщиков.

Что входит в обязанности архитектора?

Непосредственные обязанности архитектора сводятся к следующему. Он разрабатывает архитектурную часть проекта, то есть планирует, как будет выглядеть здание снаружи и внутри, проектирует и общий вид будущего строения, и отдельные его части.

По мере строительства архитектор осуществляет авторский надзор. В своей работе архитектор в определенной степени свободен, поскольку он творчески подходит к проектированию, проявляет свое видение, воплощает художественный замысел.

В то же время архитектор действует в тесном сотрудничестве с профессионалами других строительных специальностей, помня о том, что любое здание – это сочетание архитектурного облика, инженерных конструкций и коммуникаций.

Требования к архитектору

В настоящее время к архитектору предъявляются многочисленные требования:

— квалификация в сфере архитектуры, законченное архитектурное образование, обширные познания в данной области;

— художественный вкус, умение «видеть объем» и чувствовать стиль;

— знания в сфере инженерного проектирования зданий;

— владение методами разработки проектов (в том числе, компьютерными);

— знания о современных материалах и технологиях, применяемых в строительстве и отделке зданий.

Важно, чтобы архитектор был не просто специалистом своего дела, но и обширно образованным, эрудированным человеком. Ведь архитектура – это часть культуры, и успешно заниматься ею могут люди, которые находятся в русле всех актуальных тенденций в мире искусства, дизайна, моды.

Сегодняшняя строительная отрасль – чрезвычайно сложное и многообразное направление деятельности. Например, чтобы разработать архитектурную часть проекта крупного административного здания, торгового центра, промышленного предприятия, нужны усилия .

Поэтому, во-первых, в проектных организациях имеются целые архитектурные отделы, а во-вторых архитекторы имеют специализацию. Это может быть архитектура гражданских или промышленных зданий, коттеджей, деревянных домов, религиозных сооружений и т.д.

Актуальность профессии

В настоящее время профессия архитектора является чрезвычайно востребованной во всем цивилизованном мире. Активное строительство, интерес общества к дизайну и архитектуре, запрос на красивую, оригинальную среду обитания – все это повышает престижность данной специальности.

Архитекторы хорошо зарабатывают, чувствуют свою пользу и востребованность, а самые талантливые становятся знамениты.

Какими способностями, знанием и подготовкой нужно обладать, чтобы стать архитектором?

Прежде всего, художественной одаренностью, пространственным воображением, умением рисовать и чертить. Кроме того, архитектор должен хорошо понимать точные науки – такие, как и физика. Потребуется получить высшее образование в строительном ВУЗе по специальности «Архитектура и дизайн», а затем постоянно повышать квалификацию, следить за тенденциями в своей профессиональной области.

Компьютерные технологии перевернули само представление об архитектурном проектировании, стали его неотъемлемой частью. Именно поэтому архитектор должен быть «на ты» с компьютером и специальными программами.

Где еще, помимо проектных и строительных фирм, могут работать архитекторы? В градостроительных департаментах администраций, ландшафтных бюро, компаниях, занимающихся дизайном интерьеров, а также в музеях, издательствах, общественных организациях, образовательных учреждениях и т.д.

Для начала, необходимо убедиться, правильно ли вы понимаете, кто же такой архитектор и в его обязаности. Архитектор - специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, в том числе разрабатывает объемно-планировочные и интерьерные решения. Архитектурное проектирование - это организация архитектурной среды, проектирование зданий и , включая разработку интерьерных и объемно-планировочных решений.


Чтобы стать студентом-архитектором, нужно обладать определенными личностными качествами.


Творческие способности. Конечно же, умение красиво рисовать, писать картины и штриховать карандашом - то, что должен уметь человек, поступающий на архитектурный факультет. Однако важно, чтобы это умение не лишь на перерисовывании чужих работ и копировании фотографий. Архитектор - он же творец. Он должен уметь видеть в обычных вещах необычное, перерабатывать их в голове и выплескивать на бумагу. Карандаш, краски, маркеры - это всего лишь инструменты. Человеку, который учился в художественной школе, будет и учиться, однако, как показывает практика, самоучки тоже имеют шансы добиться успехов, если будут стараться и прислушиваться к замечаниям преподавателей.


Развитое пространственное мышление. Очень важное качество. Пространственное мышление - это вид умственной деятельности, при котором создаются пространственные образы, помогающие в решении практических и теоретических задач. Студенту-архитектору придется изучить непростые дисциплины, такие как начертательная геометрия, статика, и инженерные конструкции. Возможность мыслить пространственно, абстрактно дается не всем, поэтому если у будущего студента нет такой способности, то перечисленные выше предметы стнут для него настоящим испытанием. К счастью, это качество (если оно хоть немного присутствует) можно развивать.


Ответственность, бдительность. Студенту-архитектору, а в будущем специалисту просто невозможно быть халатным и безответственным. Эта проессия требует внимательности, потому как любая ошибка может привести к разрушению постройки с последствиями, травмами и даже смертью людей.


Трудолюбие, усидчивость. Из лентяя просто не получится архитектор. Лентяй вылетит из ВУЗа после первой же сессии. Мало того, студент-архитектор должен быть готов к работе над проектами и другими заданиями днями и ночами. Если у представителей других специальностей такой распорядок актуален во время сессии, то следует отметить, что студенты-архитекторы трудятся в таком ритме весь учебный год.


Организаторские способности помогут студенту распределить всю нагрузку равномерно и избежать бессонных ночей и состояния "полузомби" во время сессии.


Оригинальность, находчивость, креативность отличают студента-архитектора от других специальностей. Архитектор должен уметь смотреть на многие вещи иначе нежели другие люди, должен уметь находить неординарные решения и справляться с поставленными задачами используя смекалку и оригинальность.


Чувство гармонии, вкуса и стиля необходимые качества творческой личности. Прокты и другие арт-работы просто будут неинтересными и скучными, а в худшем случае безвкусными и неэстетичными.


Наблюдательность. Важная черта, присущая любому творцу. Чтобы создать что-то новое, необходимо внимательно относиться к тому, что уже существует. Архитектор должен замечать все красивое вокруг, стараться это перерабатывать и использовать в своих идеях.


Хорошая память не помешает ни одному студенту, однако представителям архитектурного факульета это качество особенно необходимо. Архитектор должен быть подкованным человеком со всех сторон, у него должен быть широкий кругозор. Чтобы проектировать здания и сооружения разного назначения, архитектор должен разбираться во многих отраслях.


Коммуникабельность - черта, необходимая любому современному специалисту. Архитектор должен уметь работать как ссамостоятельно, так и в команде. Студенту-архитектору коммуникабельность нужна чтобы уметь общаться со своими одногруппниками, студентами старших курсов и преподавателями, специалисту-архитектору - чтобы уметь разговаривать с заказчиком, находить общий язык с коллегами.


Пунктуальность, тактичность - эти качества в принципе являются плюсами для любого человека, особенно для архитектора.


Профессия "архитектор" подходит тем, кто обладает перечисленными выше качествами и навыками. Профессия интересная, ответственная, требует внимания, усидчивости и усердия, но очень интересная и увлекательная. Многие студенты-архитекторы, несмотря на трудности учебы, очень рады, что выбрали именно эту профессию.

Несмотря на то, что архитектора не совсем корректно относить в раздел "Технические профессии", все же он здесь, поскольку его труд связан с расчетами и чертежами. А это сближает его со многими технарями. Узнайте об этой профессии больше!

Средняя заработная плата: 48000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

В настоящее время профессия архитектора довольно высоко востребована. Зародилась она достаточно давно. Истории известны даже имена древних времен. Первым архитектором, который стал известен науке, был Имхотеп. Этот великий архитектор прославился в третьем тысячелетии до нашей эры. Он возглавлял строительство пирамиды Джоссера, которая находится в Египте. К известным архитекторам прошлых времен следует отнести Хирама. Он руководил постройкой Первого Иерусалимского храма. Это было истинное произведение архитектурного искусства. Однако, к сожалению, храм был разрушен вавиловянами. Строительство Второго Храма было доверено Зоровавелю. Перечислять имена архитекторов прошлого можно бесконечно долго. Все они внесли великий вклад в градостроительство и архитектурное искусство. Наиболее популярные из них - Фидий, который был архитектором и скульптором, Калликрат (строитель Парферона), Иктин.

Что представляет собой профессия

Профессия архитектора предполагает архитектурное проектирование на профессиональном уровне. В обязанности специалиста входят организация архитектурной среды, проектирование зданий и разработка объемно-планировочных и архитектурных решений.

Архитектор должен выполнять определенные обязанности.В первую очередь хотелось бы отметить составление проектов и смет будущих зданий.

В этом случае потребуется определять стоимость сооружения. На архитектора возлагаются обязанности контроля выполнения строительных работ. Специалист должен засвидетельствовать построенные здания, дать им оценку при реализации. Для того чтобы стать хорошим архитектором, потребуются знания следующих областей:

Еще будут полезны познания в области юриспруденции.

Существует несколько направлений архитекторской деятельности. В первую очередь хотелось бы отметить архитекторов, которые занимаются разработкой проектной документации на строительство и рабочих чертежей. В обязанности этого специалиста входит авторский надзор, позволяющий успешно реализовать разработанный архитектурный проект. Еще существуют главные архитекторы проекта, архитекторы-градостроители, главные архитекторы города или района, историки и теоретики архитектуры, архитекторы-реставраторы, архитекторы-эксперты.

На каких специальностях можно учиться?

Люди, которые приняли решение связать свою жизнь с архитектурой, должны определиться со специализацией. Сейчас мы коротко расскажем о том, какую область знаний можно выбрать.

  • Строительство и архитектура.

В этом случае предлагается на выбор несколько специальностей: промышленное и гражданское строительство, городское строительство и хозяйство. В первом случае вы можете отдать предпочтение следующим специализациям: экспертиза и управление недвижимостью, охрана труда в строительстве, геотехника подземной урбанистики. Во втором случае можно выбрать такие специализации: техническая реконструкция, ремонт и реконструкция зданий, геоинформационные системы в градостроении, энергосберегающие и информационные технологии в строительстве и при реконструкции.

Можно выделить несколько специализаций: ландшафтная архитектура, реконструкция и реставрация архитектурных комплексов, архитектурный дизайн градостроительной среды, архитектура жилищных и гражданских строений.

Где можно получить образование?

Если вы твердо решили получить соответствующие образование, то вы можете остановить свой выбор на следующих архитектурных вузах России . Наиболее качественное образование можно получить в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российском университете дружбы народов. Прекрасное образование даст Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, Московский архитектурный институт. Освоить профессию архитектора можно в Государственном университете по землеустройству.

Чем приходится заниматься на работе?

Люди, которые получили диплом архитектора, могут работать во многих сферах. Вы можете устроиться в частное бюро или государственную организацию.

Работать можно в сфере градостроительства (теплохладоснабжение и технологии строительного производства и строительных материалов), безопасности жизнедеятельности.

Довольно высоко востребованы ландшафтные архитекторы, архитекторы мониторинга окружающей среды, механики грунтов, фундаментов и инженерной геологии.

Кому подходит профессия архитектора?

Профессия архитектора подходит тем людям, которые обладают хорошим пространственным мышлением, любят рисовать, являются творческими натурами.

Востребованность

На данный момент архитекторы - довольно высоко востребованные специалисты. Выше мы говорили о том, что они могут работать в различных сферах. При выборе специализации нужно быть внимательным, учитывать появление новых сфер и развитие технологий. Допустим, сейчас все большую популярность получает ландшафтный дизайн. В этой сфере можно сделать успешную карьеру.

Сколько получают

Профессию архитектора выбирают не зря. Она приносит не только высокий доход, но и известность в случае успешного обучения в вузе. Если говорить об архитекторах, которые работают в частных компаниях, то чаще всего у них сдельная заработная плата. Они получают процент от суммы заказа. Главные архитекторы могут получать до шести процентов от суммы сделки. Что касается рядовых работников, то им предлагают ставку. При хорошей работе платят премии. Начинающие специалисты получают от 800 долларов . В среднем зарплата архитектора составлять 1200-1500 долларов. На самом деле зарплата зависит от многих факторов: города, в котором работает специалист, компании, самого проекта.

Легко ли устроиться на работу?

Нельзя сказать, что архитектор с легкостью может найти хорошую работу, но нет ничего невозможного. Проще всего найти работу в больших городах. Причем здесь можно отметить два плюса: более высокая заплата и более высокие шансы удачно трудоустроиться.

Как обычно строится карьера и перспективы

Получив диплом архитектора, вы должны понимать, что сразу не получится достать все звезды с неба. Нужно настраивать себя на тяжелую работу. Сначала вы будете работать на репутацию, а потом репутация будет работать на вас. Если вы обладаете развитым пространственным мышлением, творческими способностями, креативностью, хорошей памятью, наблюдательностью, имеете чувство вкуса и волю к победе, у вас обязательно получится сделать успешную карьеру. Начинайте с малого, со временем можно будет добиться больших успехов.

Мне не пришлось ничего решать, все решилось само собой, поскольку у меня отец архитектор, и мать занималась историей архитектуры, и вокруг были одни архитекторы. Книги по архитектуре, треугольники, рейсфедеры, линейки, кальки - все это составляло мир моего детства, и отказаться от этого я не мог. Поступил в МАрхИ, закончил его и постепенно стал архитектором.


Выучиться на архитектора просто: закончил институт и можешь работать архитектором. А вот стать архитектором - для этого требуется и талант, и большие усилия. Чтобы стать архитектором нужно обладать особой чувствительностью к окружающему миру, к материи этого мира. Нужна острая наблюдательность: нужно видеть жизнь, наблюдать за движениями и перемещениями людей, за тем, как они осваивают пространство. Очень важно обладать воображением, для того чтобы представить себе как в пространстве, которое вы создаете, будут люди двигаться, что они будут чувствовать, откуда будет проникать свет, какие физические ощущения вызовет прикосновение к стене или к полу.

Необходима изобретательность, чтобы придумать такую форму, которая была бы интересной, новой и привлекательной для людей. Надо чувствовать конструкции: какой должна быть балка для того, чтобы она не обрушилась - это должно быть на уровне чувств, а не на уровне расчетов, которые делают инженеры. Нужно понимать, как будет себя вести твой объект в том мире и в том окружении, куда ты его погружаешь. Нужно понимать историю, политику, осязать дыхание современной культуры. И, наконец, надо быть художником, чтобы все эти ощущения, мысли, знания и представления превратились в ценную пространственную, материальную форму. Вот это все и составляет особенности архитектурной профессии.

Все, то, о чем я говорил выше, приходит с годами. Необходимо пройти какой-то путь, вчувствоваться в мир, накопить жизненный опыт. По-моему, академик Жолтовский говорил, что архитекторами становятся только после сорока.


В Москве – это, конечно же, МАрхИ, и скромно упомяну нашу школу МАРШ. В Санкт-Петербурге - это Академия художеств и Архитектурно-строительный университет. Есть отдельные хорошие педагоги в Самаре, Казани, Ростове, Вологде. Но в целом российская архитектурная школа, хотя и обладает глубокими традициями, в последнее время далеко отстала от мирового уровня образования. И обсуждать, почему затормозила наша архитектурная школа, это все равно что обсуждать - почему Россия вообще затормозила и на каком этапе. Были трудные годы, когда архитектуры почти не было в стране, поэтому есть объективные причины.

Если говорить про наиболее значимые мировые школы, то традиционно это американские университеты - Колумбийский, Гарвардский, Корнельский. В Европе лидирующие места сейчас занимают Технический университет в Делфте в Голландии, три превосходных школы в Швейцарии - в Цюрихе, Лозанне и Мендризио, Мадрид и Барселона в Испании. Безусловно, Англия - Архитектурная ассоциация, Бартлет, Вестминстер, Лондонский университет Метрополитен, с которым сотрудничает наша школа МАРШ. В Японии много хороших архитектурных школ, в Южной Америке – Чили и Мексика… Есть очень много прекрасных мест для учебы. Наши студенты, увы, ограничены в возможностях выбора даже внутри страны.

4. Помимо обязательной учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Архитектура - это и искусство, и наука, и техника, и философия, и поэзия, и еще много чего. Сколько бы всему этому ни учили в институте, всегда будет недостаточно, поэтому могу порекомендовать архитектору учиться всю жизнь, везде и всему.

Традиционно существует представление, что архитектор прежде всего должен уметь рисовать. Хотя рисунок важен в работе архитектора, я не считаю, что это определяющий компонент профессии - не обязательно хорошо рисующий человек становится архитектором. Архитектура, бесспорно, искусство, но не искусство рисования. Художественные практики в наше время гораздо многообразнее просто рисунка - это и инсталляции, и перформансы, и видеоарт, и фотография. Самые разные формы творчества могут добавить к профессиональному образованию важные штрихи.

Архитектурное образование связано с таким обширным кругом знаний и умений, что оно позволяет довольно легко сориентироваться в разных областях, поэтому из архитекторов легко уходят в разные творческие профессии. В поэзию, как Андрей Вознесенский, в театр, как Сергей Бархин. Участники групп «Пинк Флойд» и «Пет Шоп Бойз» - тоже архитекторы. Янис Ксенакис, замечательный композитор в свое время был сотрудником мастерской Ле Корбюзье.


Ваш вопрос неспроста имеет определенный коммерческий оттенок. Архитектура, к моему глубокому сожалению, все больше определяется как бизнес, а не как социальное творчество. Для бизнеса сейчас не самые простые времена. В ситуации экономического кризиса строительство довольно сильно свернулось. Универсальный архитектор редко выбирает, в какой области ему работать: заниматься ли ему жильем или театрами. Как правило, не он выбирает, а его выбирают и дальше от этого зависит его профессиональный и экономический успех. Во всем мире моментом выбора может стать победа на конкурсе. У нас же конкурсов нет и в помине.

А востребовано сейчас то же, что и всегда: будущее исторических центров, массовое жилье, проблема разрастания городов. Сегодня модная тема - это экология, энергоэффективность и «устойчивое развитие», хотя мне кажется, что эти вопросы всегда существовали и традиционно решались на уровне здравого смысла и профессиональной ответственности.


В России не хватает архитекторов, а за границей из наших более или менее успешно ассимилировались буквально единицы. Поехать можно, но другое дело - насколько легко будет реализоваться: везде существуют свои профессиональные сообщества, и в них внедриться очень непросто. Больших русских имен там вы не найдете. Это одна из наших проблем: российская архитектура слабо интегрирована в мировой процесс, наши архитекторы не включены в глобальный архитектурный оборот. В то время, когда в Россию приглашают десятки западных архитекторов, русских архитекторов почему-то никто не зовет ни в Лондон, ни в Париж. В какой-то мере это связано с недостатками в подготовке, но по большей части, как я уже говорил, с дезинтегрированностью России в мировое архитектурное сообщество.

Если говорить о том, где сейчас самые большие архитектурные рынки, то, конечно, это Китай. Вся мировая архитектура сейчас работает на Китай, там строится сумасшедшее количество зданий. Это вообще, наверное, самый успешный архитектурный рынок в истории. И китайские архитекторы, кстати, благодаря этому интегрировались в глобальное мировое архитектурное пространство. Во всем мире больше всего архитектурных студентов из Китая. А в 2012 году самую главную международную архитектурную награду - премию Притцкера - получил китайский архитектор Ванг Шу. Русские архитекторы даже близко не подошли к тому, чтобы претендовать на такую награду.


Не надо обольщаться - если человек хорошо рисует, то это еще не достаточное основание для того, чтобы стать архитектором. Надо проверить в себе наличие тех качеств, о которых я говорил вначале: надо начать внимательно присматриваться к миру, начать фиксировать свои ощущения и умозаключения, записывать, зарисовывать, начать читать книжки об архитектуре, изучать памятники архитектуры и все окружающие пространства. И тогда со временем, может быть, удастся стать архитектором.

Иван Овчинников: «Профессия интересная, надо идти и пробовать»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

Когда я выбирал институт, то вначале пошел посоветоваться к маме, а она у меня радиовзрыватель, заканчивала Бауманку. Я говорю: «Мам, куда мне идти учиться?» Она говорит: «Иди в Бауманский». Я подумал и понял, что мне туда совсем не хочется. Пошел к папе, а он архитектор и посоветовал идти в архитектурный. Я решил, что там поинтересней. О том, когда я стал архитектором, даже неудобно говорить. Ну, наверное, когда построил свой первый дом два года назад.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Необходим довольно большой набор качеств. В первую очередь, чувство вкуса и фантазия. Также, безусловно, важны чувство конструкции, чувство материала. Огромное значение имеет понимание всех жизненных процессов, которые происходят вокруг нас. Архитектор должен быть и социологом, и психологом, поскольку в каждом архитектурном проекте происходит своя жизнь, и очень важно ее понимание и осознание.

Понять, что правильно выбрал профессию, мне кажется, очень сложно и не только в архитектуре. Вот я до сих пор сомневаюсь (смеется - прим. ред. ). Надо попробовать, только так - опытным путем. Что касается возраста... Кто-то выбирает этот путь смолоду и идет по нему, кто-то сворачивает после окончания института, а кто-то становится архитектором уже к зрелым годам и находит себя в этом деле.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Естественно, очень сильная школа в Голландии. По инженерии, конструктиву и по осознанности сильная школа в Германии. Лично мне понравился подход у финнов и у шведов: у них он, что ли, более приземленный и имеет более тесную связь с реальностью.

В России основной архитектурный вуз – МархИ, хотя в последнее время принято считать, что он не дает того образования, которое нужно современному архитектору, и я отчасти эту позицию разделяю. И плюс, и минус нашего отечественного архитектурного образования - в мощной фундаментальной подготовке, но в целом оно оторвано от реалий. Человек выходит из МАрхИ, зная историю архитектуры, умея рисовать, умея разрабатывать концепции, но полностью проект он построить не готов - не хватает знаний, они все какие-то очень поверхностные.


Нужно понимание рынка, понимание материалов, понимание требований заказчика, понимание конструкций. Эти знания обычно получают, когда уже идут работать в какие-то архитектурные мастерские. Там и начинается реальное обучение.

Что касается дополнительного обучения, то мы с 2005 года организуем фестиваль «Города», в рамках которого стараемся заполнить часть пробелов в архитектурном образовании. Во всех европейских вузах очень распространена практика работы с материалами, и сам процесс проектирования и обучения более жизненный и больше привязан к реалиям. Нормальной практикой в западном образовании считается строительство учебных проектов в натуральную величину - то есть студент может участвовать в строительстве дома еще на первых курсах. На мой взгляд, это очень важно для архитектора. Если ты своими руками построил дом, совершенно по-другому начинаешь воспринимать то, что ты проектируешь. Мы то же пытаемся сделать и в России - даем возможность архитекторам реализовать свои проекты «от» и «до».

Этой зимой мы проводим фестиваль в парке искусств «Музеон», где будет построен 21 «микродом» - функциональные эксплуатируемые объекты площадью от 5 до 15 квадратных метров. По сути, это задание на дом-комнату. Каждый участник должен понять на этом проекте, как устроен пирог стен, как работает тот или иной материал, что такое энергоэффективность и как банально сделать так, чтобы в доме было тепло. Какие-то примитивные вещи, которым как раз в МАрхИ не учат. Микродома будут строиться зимой в непростых условиях, а потом полгода они будут функционировать как общественные и жилые здания. Все это время мы будем их тестировать - оценивать по тем критериям, которые на западе уже давно стали нормой, а в России практически не используются. В российской практике такое делается впервые.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Не берусь судить про высокооплачиваемость, но по ощущениям это небольшие проекты, которые ближе к конкретным заказчикам, материалам и строителям. В большой архитектуре намного сложнее сделать имя и строить крупные общественные или жилые здания. Это удается единицам. А интерьеры, квартиры, коттеджи проектируют все кому не лень. У меня ощущение, что денег там больше, но насколько это способно приносить творческое удовлетворение - каждый уже решает сам.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Я никогда не искал работу за границей. Но, насколько я знаю, за границей с нашим образованием принимают на работу неохотно.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Помню, еще до поступления в институт я был с родителями на какой-то архитектурной тусовке. И там присутствовал уже состоявшийся архитектор, но сильно подвыпивший. И когда он узнал, что у меня есть планы на эту профессию, то сказал: «Вань, если хочешь стать таким же, как я, иди в архитектурный».

Ну, а если серьезно, то профессия интересная, надо идти и пробовать. Все архитекторы любят свою работу, и есть за что любить. Когда ты что-то построил и тебе удалось реализовать свои творческие планы, ты получаешь удовлетворение. И это самое главное. Никогда не нужно идти на компромиссы и на уступки, надо выдерживать давление со всех сторон, отстаивать свою позицию, держать качество архитектуры и отвечать за свои действия.

Я не берусь давать каких-то универсальных рецептов, но надо понимать, что архитектура - это не просто рисование эскизов и гуляние по стройке с важным видом. Это тяжелая работа и часто ненормированный график без сна и отдыха. Любой архитектурный проект - это сложнейший механизм. Человеку, который не готов к долгой скрупулезной работе, будет тяжело.

Данир Сафиуллин: «Надо любить жизнь, людей, их жилище»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

В далеком детстве в городе Буинск под Казанью я закончил художественную школу. Я с детства очень любил рисовать. Когда встал вопрос о выборе профессии, я понял, что поблизости нет ни одного художественного вуза, лишь архитектурный в Казани. Он опосредованно, но все же был связан с рисованием. Туда я и решил поступить. А вообще я тогда об архитектуре знал очень мало. Уже в процессе я понял, что это за профессия и чем занимаются архитекторы. Надо сказать, меня это очень сильно заинтересовало.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Надо любить жизнь, людей, их жилище. Без этого сложно проектировать дома и интерьеры. Чтобы создать комфортное жилье, надо иметь любовь к самому процессу и тогда все получится.

Я понял, что правильно выбрал профессию в институте. Осознал, что без архитектуры мне уже не интересно. Мне кажется, что в любом возрасте можно начинать проектировать и есть много примеров, когда люди уже в преклонном возрасте начинали заниматься архитектурой и продолжали этим заниматься до самого конца.

Насколько мне известно, швейцарский архитектор Петер Цумтор вначале был мебельщиком, плотником и только потом стал проектировать и строить дома. К этой профессии можно прийти по-разному и в разном возрасте.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
В основном все сильные российские архитекторы - это выходцы из МАрхИ. Есть приличные школы архитектурного образования в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани. При этом очень талантливые архитекторы и интересные проектировщики добиваются успеха в своей карьере и становятся звездами архитектуры независимо от школы, благодаря своим личным качествам.

Минус российского образования в его негибком и устаревшем подходе. Мы до сих пор руководствуемся СНиПами - нормами и правилами строительства, которые пришли к нам еще из советских времен. Они очень сильно ограничивают архитекторов в действиях. К примеру, возьмем классическое дерево: мы по ограничению СНиПа не можем его применять в малоэтажных общественных зданиях, потому что это запрещено.

И к слову, об иностранных подходах к обучению. Помню, по обмену к нам приезжали из Швейцарии группы архитекторов и у нас был совместный урок быстрого проектирования на определенную тему. У них была всего лишь одна картинка какого-нибудь интерьера, и они могли рассказать по ней всю концепцию: как это будет выглядеть, каков замысел. У нас же были планы, разрезы, фасады, все по шаблону, как правильно учили. У них больше свободы мысли. Что касается зарубежного образования в целом, то тут у меня нет однозначного ответа. Чтобы выбрать для себя какую-то определенную школу, нужно пробовать, если есть возможность. Нужно смотреть, что ближе.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Они нужны всегда и постоянно. Мир не стоит на месте, все время появляются новые материалы, новые технологии. Все это увеличивает пространство для творчества в архитектуре и строительстве. Получать и искать эти знания нужно самому. Если раньше было сложно найти эту информацию, то сейчас в современном мире это не проблема.

В Москве открываются различные архитектурные школы: институт «Стрелка», МАРШ, Британская школа дизайна. У всех разные методы обучения и свои особенности. Студент может параллельно учиться иным подходам.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Наверное, нужно искать заработок там, где есть частный капитал. Государство очень скромно оплачивает градостроительные проекты, плюс законодательные базы очень сильно ограничивают нормами. Поэтому выгодно работать с частными инвесторами и, скорее всего, в области общественных сооружений: культурных и досуговых объектов. Еще есть сфера частного интерьера, когда заказчик и инвестор вкладываются во внутреннее пространство - свой дом, офис.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Сложно везде. Но преимущество работы в России - это большая территория и большие потребности: много городов, поселков, а значит больше работы. Если говорить о Европе, то там очень большая плотность и уже практически негде строить, поэтому сильная конкуренция. Уезжать не так уж и легко. Если человек едет не ради большого заработка, а хочет получить некий новый опыт в архитектуре и творчестве, то он может поехать в Европу, в Японию. А если он хочет заработать денег, то надо ехать в те страны, где ведется масштабное строительство: Арабские Эмираты, Китай, Казахстан. Все зависит от конкретных потребностей.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Нужно интересоваться наукой, культурой, образованием и иметь познания во всех этих областях. Нужно постоянно развиваться и познавать. И самое главное - нужно уметь видеть будущее и конечный результата своей работы: каким будет объект через десять лет.

Сергей Чобан: «Главная цель - найти свою философию»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

Я учился на графическом отделении в художественной школе имени Бориса Иогансона при Академии художеств СССР, тогда еще в Ленинграде. Это была одна из двух школ в городе, которая готовила будущих художников в рамках лицея. Всегда интересовался архитектурой через рисунок: делал много рисунков, пейзажей со зданиями, мне была очень интересна и петербургская архитектура, и архитектура, например, Древнего Новгорода. И тем не менее, я целенаправленно хотел стать художником-графиком.

А потом случилась довольно странная вещь, которая и определила мою дальнейшую судьбу. Я проиллюстрировал книгу автора, который был в Советском Союзе запрещен. Это не было каким-то сознательным выступлением - чистая случайность: нашел книгу на даче, она меня поразила, и я ее проиллюстрировал. Мои работы очень понравились и попали на полугодовую выставку. Пришли люди из Академии художеств, увидели, на какую тему иллюстрации, и мне любезно сказали, что на «идеологический» факультет лучше документы не подавать и что единственная возможность для меня - это архитектурный. Мне сказали: «Ты хорошо занимаешься математикой, физикой, у тебя хороший рисунок, ты хорошо рисуешь здания, так делай это». И вот так, не желая того, я поступил на архитектурный факультет.

Сегодня с расстояния тех изменений, которые произошли в Советском Союзе, а потом в России, я могу сказать: как хорошо, что я не стал художником. То, что сейчас происходит в искусстве, я никогда не понял бы и не смог бы в этом направлении двигаться. Поэтому в то время для меня это было несчастьем, которое привело к счастливой развязке. Я поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, оказался в этом замечательном входном вестибюле академии, и меня захватила эта атмосфера.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Нужна довольно быстрая реакция. Зачастую ты должен принимать решения в сжатых во времени обстоятельствах. В рамках одного разговора ты не всегда можешь сказать: я должен подумать, я должен с кем-то посовещаться. Если ты хочешь быть лидером, архитектором, который какие-то вещи привносит в жизнь, ты должен быстро уметь принимать решения, за которые тебе потом не будет стыдно. Должна быть реактивность в дискуссии с коллегами, с сотрудниками, с заказчиком, с властями. Вторая важная часть - это лидерские качества и умение брать на себя ответственность за эти принятые решения, умение реализовывать их потом в работе с коллегами и сотрудниками. Но это скорее инструменты.

А главное – это некое свое видение архитектуры, города. Это цель, к которой ты движешься всю жизнь и, наверное, никогда ее в идеале не достигаешь. Это некий путь к себе. Осознать: а какой город нравится тебе, а в каком городе ты сам хочешь жить, в каком здании и как архитектурными средствами твои замыслы воплотить. Главная цель - найти свою философию в этом огромном мире архитектуры и архитекторов.

Понять, насколько человек обладает быстрой реакции, задатками лидера и другими механизмами воплощения своих идей, можно, думаю, на последних курсах обучения. А вот уйти от подражания и невольного повторения того, что уже делают другие, найти свой мир для этой реализации и найти свое собственное «я» - это процесс длительный. По этому пути нужно двигаться долго, и очень поздний возраст может привести к каким-то результатам. В тридцать, в сорок и в пятьдесят можно понять - что именно ты хотел сказать в этой профессии.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Мой опыт подсказывает, что в Европе это Швейцария. В Цюрихе техническая высшая школа, безусловно, одно из лучших учреждений. Если говорить о Германии, то это Брауншвейг или Ахен - два университета, которые готовят хороших специалистов.

Что касается России, то, на мой взгляд, образование МАрхИ по-прежнему лидирующее, и у нас в офисе много выпускников этого вуза, которые это подтверждают. В Санкт-Петербурге лидерство поделено на две равные половинки между архитектурным факультетом института Репина и инженерно-строительным университетом.

Мне кажется, что основу все равно задает сочетание учебы, практики и тот профессор, с которым ты непосредственно общаешься. Редко студент может добиться успеха, самостоятельно работая над собой. Все-таки нужен спарринг-партнер, наставник, с которым ты проговариваешь все свои идеи. Он должен раскрыть необходимые качества, не пытаться эти качества заглушить или наоборот вытащить на свет божий слишком рано. Мне очень повезло с моими профессорами. Но образование сегодня складывается не только из университета, а и из работы в фирмах, в частных компаниях архитекторов. Из той практики, которую молодой архитектор получает еще на стадии обучения, работая в частных компаниях.

Что касается сильных и слабых сторон, то я не вижу никаких преимуществ или недостатков российского и зарубежного образования друг перед другом. В какой-то момент мне казалось, что техническая сторона лучше на Западе, а в России мне нравилась рисовальная подготовка. Сегодня все смешалось, потому что многие вещи делаются студентами в компьютере, начиная от идеи и заканчивая проектированием. Более технические познания современных конструкций происходят на уровне глобального обмена информацией через интернет, через различные публикации. Все технологии примерно известны. Сказать, что рисование рукой является гигантским преимуществом, я тоже не могу. Скорее это некая гимнастика, которую можно заменить другой. Рисовать очень хорошо, например, как рисую я, - задача очень индивидуальная, и ни один институт привить это не в состоянии.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Это даже не назовешь знаниями или умениями. Должно быть два основных обстоятельства, которые, на мой взгляд, необходимы архитектору: это хорошее здоровье и знание языков. Я считаю не лишним знание математики, как глобальной гимнастики для мозга. Такая тренировка позволяет грамотно и четко излагать мысли.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Сегодня востребованы все области. В России идет активное строительство всего чего угодно: университеты, музеи, театры, я уж не говорю об офисных, жилых и торговых зданиях. Другое дело, что все всех областях нужно повышать качество того, что делается, оно не достигло того уровня, который можно было бы считать среднеевропейским.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Если говорить о выпускнике, который ищет работу как сотрудник, то при наличии знания иностранных языков, определенных способностей и знания всех механизмов, включая компьютерную программу, шансы равны. У меня есть большой офис в Германии, в котором, кстати, работают, в том числе и выпускники МАрхИ. Найти работу нашему выпускнику в берлинском офисе вполне возможно при наличии разрешения на пребывания и других формальностей, которые существуют.

Если вы самостоятельный архитектор, то, конечно же, рынок на Западе более жесткий и найти заказ там гораздо сложнее. Сделать имя сложно всегда. Это больше, чем просто получить заказ. Это получить десятки заказов и подтвердить решением этих задач, что ты являешься специалистом необходимого уровня. Это всегда тяжело, и иностранцу во много раз тяжелей, чем человеку, который говорит на родном языке этой страны.

И если есть желание попробовать свои силы за пределами России, то лучше обратить внимание на страны, где более стабильная экономика, причем стабильная не только в пункте «сейчас». В какой-то момент Испания была очень интересна, но теперь мы видим, что там происходит. Если говорить о стабильных странах, то это Германия, Голландия, Англия и Америка.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Если кто-то просто задумывается, не приложив к этому никаких усилий: не обучаясь в художественной школе, не находясь в детской архитектурной школе, не поработав ни с объемом, ни с плоскостью, не попытавшись перевести свою мысль в некое изобразительное начало; если это желание абсолютно абстрактное, из серии «нравится профессия архитектора, а еще вчера нравилась профессия врача» - в этом случае, наверное, лучше все еще раз взвесить и не рисковать. Потом может быть большое разочарование. Когда я заканчивал институт, у нас каждый курс был более 50 человек, но сегодня занимаются архитектурой очень немногие.

Если желание пойти в эту профессию связано с тем, что человек с детства много конструировал и макетировал, постоянно выстраивал объемы, много рисовал здания, если замечал здания на улице и отдавал себе отчет в том, почему одно здание нравится, а другое нет; если мозг вращается вокруг строения как такового, то есть вероятность, что это - твое.

Описание профессии архитектор хочу начать с небольшого рассказа: одно лето я пыталась работать в проектном бюро. Но оказалось, чтобы стать этого дела, мало знать специфические компьютерные программы, надо обладать пространственным чутьем и огромным багажом технических знаний. В итоге решила, что путь мамы-архитектора мне не подходит, хотя меня всегда восхищал ее профессионализм, объем знаний, ответственность, тщательность, с которой она вела проекты.

Из истории…

Эта профессия появилась давно, вместе с первыми городскими поселениями. Более того, многие древние города возводились по определенной схеме. Так что архитектура – это не только отдельно стоящие дома, но и план их расположения на местности. С детства мама мне рассказывала, что наш родной Санкт-Петербург начал строиться по заранее продуманному проекту. Его улицы часто идут параллельно-перпендикулярно друг другу, заполняя пространство между прямыми основными магистралями. Может именно этой четкостью объясняется уравновешенный характер питерцев?

Архитектор организует пространство, предлагая оптимальные решения для жилья (квартиры, дома, коттеджи, гостиницы), общественных (образовательные учреждения, бизнес- и торгово-развлекательные центры, театры, спортивно-концертные комплексы) и промышленных зданий.

Высшие учебные заведения готовят таких специалистов, но в этой профессии успешно трудятся и получившие среднее профессиональное образование, например, в техникуме. Моя мама окончила конструкторские курсы и, уже работая в институте «Гипроцемент», училась на вечернем отделении Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). Рассказывая, какие у них были замечательные преподаватели, она сетует, что сейчас таких специалистов не найти, и студенты выходят из вуза «сырыми», с поверхностными знаниями. Ей самой не раз приходилось доучивать молодежь на работе, «на поле боя».

Итак, в чем заключается профессия архитектора :

  • в градостроительстве, разработке планов городов (выбор площадки, обозначение транспортных, жилых и промзон), контроле за соблюдением правовых актов (главный архитектор города);
  • в создании городских объектов (жилых, производственных и общественных), подготовке документации, согласовании и защите проекта, ведении авторского надзора за выполнением;
  • в координации всего процесса проектирования (главный архитектор проекта - гип);
  • в осуществлении научной и преподавательской деятельности;
  • в реконструкции наследия прошлого;
  • в проектировании ландшафтов;
  • в сотрудничестве с организациями, как в информационной сфере, так и в области перепланировки зданий с учетом новых нормативных условий.

Где работают архитекторы ?

Это государственные проектные организации, институты при различных ведомствах и промышленных предприятиях, а также частные ателье, студии, бюро и мастерские.

Вообще, архитектор - востребованная профессия . Кроме серьезной конструкторской работы, проектировщики нужны в сфере ландшафтного дизайна и реставрации. успешно трудятся в экстерьерах и садово-парковых хозяйствах, создают свои произведения, разбираясь в породах деревьев, растениях и минералах. Реставратор возрождает старинные здания, сохраняя их для будущих поколений или переделывая на новый лад, с учетом современных тенденций.

Моя мама – фанат промышленной архитектуры , куда она ушла после конструкторских курсов. Ей нравится то, что эта работа многогранна и идет в комплексе со многими технологическими процессами: вентиляцией, водоснабжением, электрикой, пожарной безопасностью. Мама может вовсю проявить свое пространственное и техническое мышление. Кстати в 90-е годы она, профессионал с огромным стажем, строившая цементные заводы для Ирака, Эфиопии, Кореи, осталась не удел. Но конструкторский ум помог выжить: она шила собачьи комбинезоны, которые тогда были таким редким явлением!

Сейчас строительство требует большого количества профессиональных архитекторов, ведь появилось много людей, желающих жить в красивых домах с индивидуальным дизайном, да и общие требования к интерьеру, градостроительству повысились.

Описание профессии архитектор хочу закончить обращением к будущим проектировщикам: увлекаясь творческой стороной, пожалуйста, не забывайте о функциональности. Ведь тогда творение сохранится на века как египетские пирамиды, а не разрушится через пятьдесят лет как горько известные хрущевки. Тем же, кто только собирается выбрать дело жизни, могу порекомендовать эту специальность как интересную, перспективную и хорошо оплачиваемую.



Автор - Мария Сударикова