ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Полное и сокращенное опробование тормозов пассажирских поездов. Эксплуатация тормозного оборудования. Проверка автотормозов в грузовых поездах

Сокращенное опробование тормозов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сокращенное опробование тормозов.
Рубрика (тематическая категория) Авто

Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.

Сокращенное опробование выполняют:

Ø после прицепки поездного локомотива к составу, в случае если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;

Ø после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

Ø после всякого разъединœения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединœения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

Ø в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;

Ø в грузовых поездах, в случае если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45 , после стоянки поезда более 30 минут.

При выполнении сокращенного опробования тормозов по сигналу осмотрщика вагонов машинист выполняет разрядку тормозной магистрали на величину ступени торможения, как при полном опробовании, и устанавливает ручку крана машиниста в IV положение. Осмотрщик проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам. По сигналу осмотрщика ʼʼОтпустить тормозаʼʼ машинист отпускает тормоза установкой ручки крана машиниста в первое положение. В пассажирских поездах ручку крана машиниста выдерживают в данном положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0 - 5,2 кгс/см 2 , а в грузовых и грузо-пассажирских поездах до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше зарядного. После этого ручку крана машиниста переводят в поездное положение. Осмотрщик вагонов проверяет отпуск тормозов двух хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. В случае прицепки в хвост поезда группы вагонов осмотрщик проверяет работу тормозов у каждого прицепленного вагона.

На станциях, где должности осмотрщиков вагонов не предусмотрены, к сокращенному опробованию привлекаются работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником дороги).

После выполнения сокращенного опробования тормозов осмотрщик вагонов обязан сделать отметку в справку формы ВУ-45 о его выполнении, а машинист заносит в справку данные о плотности тормозной сети.

В случае если сокращенное опробование тормозов в поезде производится после полного опробования от компрессорной установки, то осмотрщики вагонов обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда при втором и четвертом положениях ручки крана машиниста͵ целостность тормозной магистрали, замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, а при длинœе грузового поезда более 100 осœей определить наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45 , как при полном опробовании.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняют в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов у каждого прицепленного вагона. В пассажирских поездах сначала выполняется сокращенное опробование электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Сокращенное опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива. Отпуск тормозов производят кратковременным, на 1 - 2 секунды перемещением ручки крана машиниста в первое положение с последующим перемещением ее поездное положение. Срабатывание тормозов и их отпуск контролируют по лампам сигнализатора в кабинœе локомотива, а также прижатию и отходу тормозных колодок от колес двух хвостовых вагонов.

Без выполнения сокращенного опробования тормозов или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

Сокращенное опробование тормозов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сокращенное опробование тормозов." 2017, 2018.

9.3.1. Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов в поездах производить:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива;

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

В пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из головной кабины;

В грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменения плотности более чем на 20 % от указанной в справке формы ВУ-45;

В грузовых поездах после стоянки поезда более 30 мин., где имеются осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов, и на которых эта обязанность возложениа.

При стоянке грузовых поездов более 30 мин на перегонах, а также на разъездах, обгонных пунктах и станциях, где нет осмотрщиков вагонов или работников, обученных выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником железной дороги), должна производиться проверка автотормозов в соответствии с п. 9.4.1 настоящей Инструкции.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов производить в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне, а также после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование электропневматических тормозов от стационарного устройства или локомотива.

9.3.2. В пассажирских поездах выполняется сокращенное опробование сначала электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Опробование электропневматических тормозов производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива в соответствии с п. 9.2.3 и с учетом п. 9.3.1 настоящей Инструкции по действию тормозов двух хвостовых вагонов.

9.3.3. При выполнении сокращенного опробования по сигналу работника, отвечающего за опробование тормозов, "Произвести торможение" машинист должен подать свистком один короткий сигнал и снизить давление в уравнительном резервуаре на величину, установленную для полного опробования.

После проверки срабатывания тормозов двух хвостовых вагонов на торможение подается сигнал "Отпустить тормоза". По этому сигналу машинист подает свистком два коротких сигнала и отпускает тормоза с постановкой ручки крана машиниста в I положение. Ручку крана выдерживать в I положении в пассажирских поездах до повышения давления в уравнительном резервуаре до 5,0-5,2 кгс/см 2 , а в грузовом и грузопассажирском поездах - до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше предтормозного зарядного давления с последующим переводом ручки в поездное положение.

Если сокращенное опробование тормозов в поездах производится после полного опробования от компрессорной установки (станционной сети), осмотрщики вагонов и машинист обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда, целостность тормозной магистрали в соответствии с пп. 9.2.3, 9.2.4 настоящей Инструкции, в грузовых поездах машинист обязан проверить плотность тормозной сети поезда после ступени торможения при IV положении ручки крана машиниста, осмотрщик вагонов должен проверить зарядное давление в магистрали хвостового вагона порядком, установленным п. 9.2.4 настоящей Инструкции, а при длине грузового поезда более 100 осей произвести замер времени отпуска автотормозов двух хвостовых" вагонов. По окончании этого опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании.

9.3.4. При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов производится сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой их действия у каждого прицепленного вагона и плотности тормозной сети поезда, а также с проверкой целостности тормозной магистрали в соответствии с пп. 9.2.3 и 9.2.4 настоящей Инструкции.

При каждом сокращенном опробовании автотормозов, осмотрщик вагонов, а где эта должность не предусмотрена, дежурный по станции, главный кондуктор, составитель поездов или работники, на которых возложена обязанность, производить опробование тормозов, делают отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов (включая отметку о происшедшем изменении состава с указанием номера хвостового вагона) в имеющейся у машиниста справке ВУ-45. В случае изменения плотности тормозной сети вследствие прицепки (отцепки) вагонов, новые данные о плотности тормозной сети заносит машинист, в справку формы ВУ-45.

Если сокращенное опробование автотормозов пассажирского поезда было произведено с привлечением начальника (механика-бригадира) поезда и проводников вагонов, то начальник (механик-бригадир) должен сделать отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов в имеющейся у машиниста справке формы ВУ-45.

9.3.5. На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщика вагонов, действие тормозов хвостовых вагонов в пассажирских поездах проверяют проводники вагонов, в грузовых поездах - работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливает начальник дороги).

9.3.6. Без выполнения сокращенного опробования или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

В случае выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин не отпуска. В этих случаях необходимо проверить, нет ли перекрытых концевых кранов в поезде, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны. Неисправные воздухораспределители заменить, а на промежуточных станциях - выключить и выпустить воздух через выпускной клапан, сделав об этом отметку в справке формы ВУ-45.

При сокращенном опробовании контролируют состояние тормозной магистрали по действию тормоза хвостового вагона.

Сокращенное опробование производится в случаях:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно было сделано полное опробование от станционной сети;

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

После любого разъединения соединительных рукавов в составе поезда, соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана тормозной воздушной магистрали в составе поезда.

Сокращенное опробование производится на ПТО без отцепки локомотива от поезда и на промежуточных станциях в случае прицепки группы вагонов к поезду без переформирования состава. При этом обязательно проверяют действие тормозов у каждого вагона прицепляемой группы.

В грузовых поездах машинист локомотива выполняет проверку действия автотормозов силами локомотивной бригады.

Сокращенное опробование автотормозов выполняется следующим образом.

По сигналу осмотрщика «Произвести торможение» (днем поднятой вертикально рукой, ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем) машинист подает один короткий звуковой сигнал и за один прием понижает давление в магистрали грузовых поездов на 60 - 70 кПа (0,6 - 0,7 кгс/см2), пассажирских поездов нормальной длины - на 50 - 60 кПа (0,5 - 0,6кгс/см2), длинносоставных и сдвоенных пассажирских поездов - на 70 - 80кПа (0,7 - 0,8кгс/см2).

Осмотрщик проверяет состояние тормозной сети поезда по действию тормоза последнего вагона. Убедившись, что последний вагон заторможен, он подает сигнал «Отпустить тормоза» днем движением руки перед собой по горизонтали, ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем.

Машинист подает два коротких звуковых сигнала и производит отпуск. После получения ответного сигнала с локомотива осмотрщик проверяет, все ли тормозные колодки последнего вагона отошли от поверхности колес. На этом сокращенное опробование заканчивается.

Во время опробования автотормозов для передачи указаний машинисту можно применять радиосвязь, устройства громкоговорящего оповещения или специальные указатели.

Если сокращенное опробование тормозов произведено после полного опробования от станционной сети, машинисту локомотива выдается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании от локомотива.

Когда сокращенное опробование производится после переформирования состава поезда, то в имеющейся у машиниста справке формы ВУ-45 делается отметка о сокращенном опробовании и изменении состава. Такую отметку делает осмотрщик по тормозам или осмотрщик вагонов, а на станциях, где их нет - работник, производивший опробование. Во всех других случаях отметка в справке о выполнении сокращенного опробования не делается. Работник, производивший опробование тормозов, обязан не допустить отправления поезда, если в процессе опробования тормоз хвостового вагона не сработал.

Если после отпуска тормозов в процессе полного или сокращенного опробования будут обнаружены в поезде неотпустившие воздухораспределители, то нельзя отпускать их вручную до выяснения причин неотпуска. Необходимо проверить положение концевых кранов, особенно в тех местах, где приклеплялись оли отцеплялись вагона, и убедиться в том, что нет в поезде перекрытых концевых кранов, после чего повторить опробование. Вторично неотпустившие воздухораспределители на ПТО должны быть заменены, а на промежуточных станциях выключены с выпуском воздуха из резервуаров вручную. О наличии выключенных воздухораспределителей делается отметка в справке формы ВУ-45.

Контрольная проверка действия автотормозов выполняется по требованию машиниста локомотива или работников вагонного хозяйства для выявления причин неудовлетворительной работы тормозного оборудования или самопроизвольного торможения в пути следования. Такая проверка производится после прибытия поезда на ПТО или на промежуточной станции совместно работниками вагонного и локомотивного хозяйства, а при необходимости - и в пути следования во время движения поезда. Очередность и объем контрольной проверки определяется исходя из причин, вызвавших ее необходимость.

На станциях проверяют плотность тормозной сети поезда; правильность включения режимов торможения; исправность действия авторежимов и авторегуляторов, правильность установки чугунных и композиционных тормозных колодок, правильность регулировки рычажных передач, величину выхода штоков тормозных цилиндров и состояние ручных тормозов.

Давление в тормозных цилиндрах вагонов, у которых было заклинивание колесных пар или имеются признаки неисправности авторежима и пониженной эффективности торможения; исправность крана машиниста, пределы давлениявоздуха в главных резервуарах, действие автотормоза локомотива; проходимость воздуха через блокировочное устройство усл.№ 367 на локомотиве; исправность автотормозов поезда; исправность электропневматического тормоза в пассажирских вагонах.

При контрольной проверке допускается увеличение выхода штока тормозного цилиндра у грузовых вагонов на 50 мм по сравнениюс предельным при отправлении поезда с ПТО. Давление в тормозных цилиндрах проверяется по установленным на них манометрам после зарядки тормозной сети грузового поезда до 650 кПа (6,5 кгс/см2), а пассажирского - до 520 кПа (5,2 кгс/см2). При служебном торможении давление в тормозных цилиндрах грузовых вагонов должно быть не более 450 кПа (4,5 кгс/см2) на груженом режиме, 340 кПа (3,4 кгс/см2) на среднем и 200 кПа (2 кгс/см2) на порожнем, а пассажирских вагонов - не более 430 кПа (4,3 кгс/см2).

Во время проверки действия автотормозов поезда производят полное опробование, в процессе которого фиксируют количество не сработавших воздухораспределителей при торможении, самопроизвольно отпустивших, а также время самопроизвольного отпуска. Воздухораспределители не должны самопроизвольно отпускать пассажирские и грузовые на равнинном режиме в течение не менее 5 мин, грузовые на горном режиме - не менее 10 мин. Подсчитывают также силу нажатия тормозных колодок на 1000 кН (100 тс) веса поезда исходя из количества сработавших при торможении воздухораспределителей с учетом фактического режима их включения.

При проверке правильности управления автотормозами производится торможение и отпуск в соответствии с данными скоростемерной ленты, зафиксированными на перегоне, где выявлена ненормальная работа тормозов. После этой проверки дается ступень торможения снижением давления в магистрали на 50 - 60 кПа (0,5 - 0,6 кгс/см2), а затем отпуск автотормозов постановкой ручки крана. Машиниста в первое положение - с выдержкой до получения в уравнительном резервуаре установленного давления для грузового поезда с последующим переводом ручки крана в поездное положение. Время отпуска тормозов на равнинном режиме должно быть не более 50 с в грузовом поезде длиной до 200 осей, 80 с в грузовом поезде длиной более 200 осей.

Время отпуска тормозов с воздухораспределителями усл. № 135 и 270 на горном режиме увеличивается в 1,5 раза.

Если причина неисправности воздухораспределителя не установлена, то такой воздухораспределитель снимают с вагона и проверяют на стенде в АПК. При снятии воздухораспределителя проверяют чистоту сетки на магистральном воздухопроводе.

Сокращенное опробование тормозов выполняют с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона:

  • после прицепки поездного локомотива к составу, если полное опробование автотормозов было предварительно осуществлено от компрессорной установки или другого локомотива;
  • после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
  • после всякого разъединения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;
  • в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;
  • в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45, после стоянки поезда более 30 мин.

При сокращенном опробовании тормозов по сигналу осмотрщика вагонов машинист выполняет разрядку тормозной магистрали на ступень торможения, как при полном опробовании, и устанавливает ручку крана машиниста в положение IV. Осмотрщик проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам. По сигналу осмотрщика «Отпустить тормоза» машинист отпускает тормоза установкой ручки крана машиниста в положение I.
В пассажирских поездах ручку крана машиниста выдерживают в этом положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0...5,2 кгс/см2, а в грузовых и грузопассажирских поездах до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см2 выше зарядного. После этого ручку крана машиниста переводят в поездное положение. Осмотрщик вагонов проверяет отпуск тормозов двух хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. В случае прицепки в хвост поезда группы вагонов осмотрщик проверяет работу тормозов каждого прицепленного вагона.
На станциях, где должности осмотрщиков вагонов не предусмотрены, к сокращенному опробованию привлекают работников, обученных выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливает начальник дороги).
После сокращенного опробования тормозов осмотрщик вагонов обязан сделать отметку в справке формы ВУ-45 о его выполнении, а машинист заносит в нее данные о плотности тормозной сети.
Если сокращенное опробование тормозов в поезде осуществляется после полного опробования от компрессорной установки, то осмотрщики вагонов обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда при II положении ручки крана машиниста, целостность тормозной магистрали, замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, а при длине грузового поезда более 100 осей определить наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании.
Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняют в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов на каждом прицепленном вагоне. В пассажирских поездах сначала осуществляют сокращенное опробование электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Сокращенное опробование ЭПТ проводят в порядке, аналогичном их полному опробованию от локомотива. Отпуск тормозов выполняют кратковременным, на 1...2 с, перемещением ручки крана машиниста в I положение с последующим перемещением ее в поездное положение. Срабатывание тормозов и их отпуск контролируют по лампам сигнализатора в кабине локомотива, а также прижатию и отходу тормозных колодок от колес двух хвостовых вагонов.
Без выполнения сокращенного опробования тормозов или с недействующими тормозами двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов в поездах производить:

· после прицепки локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки или локомотива;

· после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

· после всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом, а также после перекрытия концевого рукава крана в составе;

· в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в ГР ниже 5,5 атм, при смене кабин управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления из головной кабины;

· в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменения плотности более чем на 20% от указанной в справке нормы ВУ-45;

· в грузовых поездах после стоянки более 30 мин,

В пассажирских поездах выполняется сокращенное опробование сначала ЭПТ, а затем автотормозов. Опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию по действие тормозов двух хвостовых вагонов.

При выполнении сокращенного опробования по сигналу «Произвести торможение» машиниста должен подать сигнал и снизить давление в уравнительном резервуаре на величину, установленную для полного опробования. После проверки срабатывания тормозов двух хвостовых вагонов на торможение подается сигнал «Отпустить тормоза». По этому сигналу машинист подает свистком два коротких сигнала и отпускает тормоза I положение ручки крана. Ручку крана выдерживать в I положении в пассажирских поездах до повышения давления в уравнительном резервуаре 5,0 – 5,2 атм, в грузовом поезде до получения давления в уравнительном на 0,5 выше зарядного с последующим переводом ручки в поездное положение.

Если сокращенное опробование тормозов в поездах производится после полного опробования от компрессорной установки, осмотрщики вагонов и машинист обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда, целостность ТМ открытием крана хвостового вагона (как при полном опробовании). В грузовых поездах машинист обязан проверить плотность тормозной сети поезда после ступени торможения при IV положении ручки крана машиниста, осмотрщик вагонов должен проверить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, при длине грузового поезда более 100 осей произвести замер времени отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании этого опробования машинисту вручается справка ВУ-45, как при полном опробовании.



5.28. Действия локомотивной бригады перед отправлением грузового поезда после стоянки на промежуточной станции более 30 минут (п.9.4.1. инстр. №277, приказ №66/Н от 30.06.1999 г.)

После стоянки на промежуточной станции более 30 минут перед отправлением при наличии штатных осмотрщиков локомотивная бригада обязана произвести сокращенное опробование установленным порядком по 5 сработавшим вагонам с хвоста и головы.

При отсутствии штатных осмотрщиков произвести следующую проверку:

· проверить плотность тормозной сети при поездном положении ручки крана, которая не отличаться от плотности указанной в справке ВУ-45, более чем на 20 % в сторону уменьшения или увеличения;

· произвести ступень торможения снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,6 – 0,7 атм и отпустить тормоза. Помощник должен проверить действие тормозов на торможение и отпуск по 10 тормозным вагонам в головной части поезда.

Если при проверке плотности тормозной сети машиниста обнаружит изменение давления более, чем на 20 % от указанной в справке ВУ-45, производится сокращенное опробованиеавтотормозов подействию тормозов 2 последних вагонов.