ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Конспект урока по русскому языку числительное. Конспект урока по русскому языку "имя числительное". Чтение при плохом освещении

Каргалинского района Актюбинской области Казахстан

Русский язык 4 класс

Тема: Имя числительное как часть речи

Цель: создать условия для формирования понятия часть речи-имя числительное у учащихся через включение их в учебное исследование.

Ожидаемые результаты: увидят проблему, сформулируют её, поставят цель для исследования; проанализируют результаты исследования; сформулируют понятие « часть речи-имя числительное».

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.

Деление на группы

2. Словарная работа Форма работы – фронтальная.

На доске написано:

Л..нейка, уг..ворить, п..сьмо, х..дьба, дв…на..цать, усп…вать, гла…кий, пл…чистый, два..цать, взл…тать, ги..кий.

Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова?

Какие части речи вы знаете?

3. Постановка задачи на обнаружение новой части речи . (Форма работы – в паре)

Я предлагаю вам записать слова в столбик по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.(на белых листах – 4 шт)

Итак. У вас на столе лежат слова.

Ваша задача –разложить эти слова в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово.

Проверим, что у нас получилось.

(вывешивают и доказывают, дают определение каждой части речи)

Удалось ли вам определить, к какой известной нам части речи относится слова « двадцать, двенадцать »? Почему? Какова задача нашего урока?

Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.

Как будет называться эта часть речи, связанная с числами?

Сформулируйте тему нашего урока. (Часть речи-имя числительное.)

А какую цель мы поставим перед собой? (открыть новое знание: Имя Числительное)

В ходе нашего урока мы должны получить ответы на следующие вопросы.

1. Что такое имя числительное?

2. Что обозначает это часть речи?

3. На какие вопросы отвечают имена числительные?

4.Осмысление.

А) Задайте вопрос к словам « двадцать, двенадцать »

А что именно называют слова « двадцать, двенадцать » – действие, признак предмета, предмет или что-то другое? (Показ картинок с вопросом сколько?)

Сколько? Двадцать, двенадцать и т.д.

Вывод: слова называют количество предметов (вывешивается КОЛИЧЕСТВО – сколько?)

Б) Разделите слова, данные на доске на две группы. Работа в паре (группе)

Один, четвертый, седьмой, пять, шесть, третий.

Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать по какому-либо признаку. А потом расскажите, какие группы вы выделили.

На какие группы вы их бы разделили? (сам-но)

один четвертый

пять седьмой

шесть третий

Что обозначает первая группа? (кол-во предметов.)

На какой вопрос отвечают? (сколько? - появляется вопрос над столбиком)

Что можно сказать про вторую группу?

Что обозначают эти числительные? (порядок при счёте)

На какой вопрос отвечают? (какой?) (Порядок - какой?)

Количество Порядок

Сколько? Какой?

один четвертый

пять седьмой

шесть третий

Давайте из наших ответов сформулируем общее правило.

В) Составим кластер

Имя числительное

Самостоятельная часть речи

обозначает

Количество предметов порядок предметов

Сколько? Который?

(секретик - По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.)

Количественные Порядковые

Что же такое имя числительное? (учащиеся формулируют правило)

Правило, которое мы вывели и является научным определением.

Теперь мы прочитаем его в учебнике с. 160. Как вы считаете, правильный вывод мы с вами сделали?

Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.

5. Закрепление
А) если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.

Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.

– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?

В каких из этих словосочетаний есть числительные обозначающие порядок? А в каких количество?

Б) Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.(по вариантам)

6. Игровая минутка.

Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.

Шестой, удвоить, четырехэтажный, пять, восьмой, десятичная (дробь), три, пятак

7. Применение полученных знаний

А) - Ребята, где мы встречаемся с числительными? А ещё числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорки и в устойчивые сочетания слов.

    ………раз примерь, ……….. раз отрежь.

    За ……….. зайцами погонишься – и ………… не поймаешь.

    ………… ум хорошо, а ………. – лучше.

    …………… пятниц на неделе.

    Знать, как свои ………. пальцев.

    Наговорить с ……….. короба.

    Идти на все …………… стороны.

Б) - С числительными можно даже ребусы составить.

А ну-ка, попробуйте отгадать слова.

ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние,

7 я, 40 а, р 1 а, 5’ ка.

Г) Упр.421 – списать, числительные записать словами

По произведениям К.И.Чуковского – упр.422- найди и назови числительные, запиши

Какие еще произведения К.Чуковского вы знаете?

8. Итог

Я буду зачитывать вам тезисы, если вы с ними согласны ДА или НЕТ

    Числительное может обозначать количество предметов.

    Числительное может отвечать на вопрос что?

    Числительные могут отвечать на вопрос какой?

    Количественные числительные обозначают номер по порядку.

    Числительное изменяется по падежам.

    Числительные, обозначающие порядок предметов при счете могут изменяться по родам

9. Дом. задание: с.160 выучить правило, упр.423

Имя числительное

Цели: дать понятие о числительном как части речи;

Задачи: познакомить с признаками числительных, научить находить числительные в предложении, научить различать количественные и порядковые числительные, развивать речь учащихся, умение работать в паре.

Ход урока

    Организационный момент.

    Чистописание.

Запишите пословицу: Один в поле не воин.

Как вы ее понимаете?

II. Работа по теме урока.

    На доске записаны слова:

писать, желтый, дерево, восемь, читать, веселый, стол.

Необходимо разделить на группы все эти слова. Дети работают в парах.

На какие группы вы разделили эти слова?

Зачитайте первую группу. Вторую. Третью.

А давайте зададим вопрос к слову «восемь» (сколько?).

Так к какой группе мы его отнесем?

Видимо, с какой–то частью речи вы еще не знакомы? Чаще всего, на каком уроке встречаетесь с такими словами?
(На математике)

Как они называются?
(Числа)

Как же будет называться новая часть речи? Давайте откроем учебники на с. _ и узнаем, как же называется эта часть речи.
2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 105).

Давайте подумаем, что же такое имя числительное?

Откройте учебник и проверьте правильное ли вы дали определение?

Кто может привести пример числительных.

III. Работа по теме урока.

Вспомните загадки, пословицы, в которых есть числительные?(…)

Продолжите предложения–пословицы:

(дети записывают предложения в тетради)

Один ум хорошо, а ….
- Не имей сто рублей, а ….
- Семьдесят одежек, а …

Подчеркните числительные. (…)

Физкультминутка.

Если я прочитаю предложение, в котором вы услышите имя числительное, то нужно хлопнуть в ладоши, если в предложении не будет имени числительного, то вы топаете.

Раньше мы жили в деревянном доме. Теперь нам дали новую квартиру. Квартира на одиннадцатом этаже. В квартире ванна, душ, большая кухня. У дома растут три березы. Рядом две остановки. Очень удобно!

IV. Продолжение изучения новой темы.

На доске карточки:

(работа в парах)

- Прочитайте числительные. Попробуйте разделить их на группы.(…)

Объясните, по какому признаку вы это сделали?(...)

Как можно назвать 1–ую группу числительных?
(Количественные).

Как назвать 2–ую группу числительных?
(Порядковые).

Что обозначают эти числительные?(…)

(на доске составляется схема–опора)

Прочтите правило в учебнике. Совпадает ли оно с тем, что сформулировали вы?
У каждого на парте лист с заданием:

Прочитайте. Поставьте вопросы к числительным.

Был девятый час утра. Наш класс находится на первом этаже. Звонок прозвенел два раза. На втором уроке будет диктант. Лена сидит на третьей парте. Мы решили три примера. До каникул осталось четыре дня.

Выпиши в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.

V . Т в о р ч е с к а я р а б о т а.

Составьте и запишите предложения с числительными первого десятка.

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

VII. Рефлексия.

Домашнее задание: упражнение 494; повторить словарные слова; выучить правило (с. 105).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №8 города Можги

Удмуртской Республики

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
«Имя числительное»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Хорошилова Светлана Алексеевна

г.Можга

Тема: Обобщающий урок – зачет по теме «Имя числительное».

Цели:

    обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме

Задачи:

    вырабатывать умение употреблять числительные в речи

    развивать навыки работы в группах

    продолжить отработку пунктуационных навыков в предложении

    продолжить работу над устранением речевых недочётов в устной и письменной речи.

Методы и приёмы :

    исследовательский

    репродуктивный

    задания исследовательского характера

    работа со схемами и таблицами

    задания на развитие речи

    нетрадиционная форма работы

Оборудование : компьютер, проектор, СД – диск с презентацией урока, чистые листы А – 4, маркеры, магниты, сигнальные карточки, раздаточный материал, лист – маршрут

Ход урока

    Орг. Момент. Нацеливание. Мотивация

Стадия вызова

Добрый день, ребята. Мы закончили изучение темы «Числительное» и как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?

Верно, сегодня у нас с вами обобщающий урок по этой теме. А для чего нужно повторять и обобщать изученное?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

(Слайд №1. Тема урока: Обобщающий урок по теме «Числительное»)

Что обычно делают на уроке – повторения? Скучно? Неинтересно?

А нас с вами сегодня ожидает урок – путешествие. Представьте, что где-то есть город, который называется …Числительное. Вот он, перед вами. Нравится?

(Слайд №2 . Вид города.)

Все вы знаете, что в путешествия отправляются люди смелые, дружные. Для нас это своеобразная проверка не только знаний, но и умения работать дружно и слаженно. Работать вы будете в группах. (Бланки на столах. 1 – номер группы: красный – нужна помощь, зелёный – готовы отвечать. У каждого ещё свой сигнал – Верно-неверно)

(Слайд №3. .)

При въезде в город нас ожидает таможенный контроль багажа наших знаний. Заполните, пожалуйста, декларации, которые лежат на ваших столах.

Декларация

Прочитайте высказывание, если оно кажется вам верным, поставьте «+», неверным, поставьте « -» в первой колонке. Расставьте каждый самостоятельно, обсудите в группе, что у вас получилось.

Верно ли, что…

1.От числительных нельзя образовать слова других частей речи

2. Слово «двойка»- это имя числительное

3. Слово «миллион» в переводе на русский язык означает «тысячища»

4. Имена числительные используются в разных стилях речи

5.Числовое значение имеют только имена числительные

6.Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения

7. Имена числительные отвечают только на вопрос «сколько»

9. Числительное как часть речи существовало ещё в древнерусском языке.

10. Слова первый и последний относятся к именам числительным

(Слайд №4)

Итак, у нас с вами появились нерешённые, спорные вопросы. Давайте будем решать их в ходе путешествия.

А начнём мы с центральной площади. Как вы думаете, почему?

(Слайд №5 )

Стадия Содержание

Здесь располагается НИИ имени «Числительного» и, как вы правильно догадались, именно здесь содержится вся основная информация о числительном .

(Слайд №6. Фото НИИ.)

В этом институте под пристальным вниманием учёных находятся хорошо известные вам и ещё не совсем известные сведения о числительном.

Научные сотрудники института подготовили для вас лабораторную работу по пройденной теме. Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания и умения. Каждая группа получила вот такой бланк. Заполните пустые графы.

Здесь же вы видите перечень заданий, которые вам предстоит выполнить, и количество баллов за правильное выполнение, а также соотношение набранных баллов и оценки.

Работа выполняются в тетрадях и лабораторных бланках (в зависимости от задания). Не забудьте о сигналах.

Есть ли у вас какие – либо вопросы?

Итак, мы приступаем к выполнению работы. Желаю всем успехов!

Все вы знаете, что НИИ - это здание с множеством лабораторий, так называемый своеобразный лабиринт. Чтобы добраться до нужной нам лаборатории, необходимо открыть кодовый замок, а для этого нужно расшифровать код секретной двери.

Лабиринт

Расшифруйте код: замените числа и стрелки словами, впишите их в текст, и вы узнаете номер своей лаборатории и как к ней пройти.

( Работа в парах, проверка в группах.)

Ваш код:

Поднимитесь на ___________________________этаж.

Поверните ______________. Пройдите ______________

Поворот. На ____________________

сверните ____________________. Отсчитайте _______

Дверь от конца. Номер вашей лаборатории _________________________.

Давайте узнаем номера ваших лабораторий.

(Проверка вслух всех предложений. В это время каждый ученик проверяет на слух и поднимает карточку – сигнал «Верно - неверно»)

(Слайд №7)

Итак, код расшифрован, войдем в лабораторию .

Но прежде, чем мы приступим к работе, необходимо в нашей лаборатории «навести порядок».

Как можно навести порядок? В чём будем наводить порядок?

Верно, порядок в знаниях о числительном.

Как это можно сделать?

С помощью чего? Такая работа позволит нам привести в систему знания о числительном.

«ЛАБОРАТОРИЯ»

1 – 2 группа

Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Количественным числительным

3 – 4 группа

Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Порядковым числительным

5 – 6 группа

Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Собирательным числительным

- Расскажите по схемам о числительном.

(На доску вывешиваются все варианты схем. Идёт рассказ о числительном.)

А сейчас попробуйте применить полученные знания, выполняя следующие задания лабораторной работы.

Задание №1.

Цифровой диктант. Определите разряд числительного: П,К, С.

Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж.

(Слайд № 8- Самопроверка)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

С К С К П К С П С П

Задание №2.

Игра «Эскалатор»- Определите числительное простое, сложное или составное.

    шесть

    одиннадцать

    сорок

    двадцать пять

    пятьсот

    семьдесят

    сто сорок один

    девять

    тысяча девятьсот шестой

    триста шестьдесят

Самопроверка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

п с п С с с С п С С

Задание №3.

Сделайте синтаксический разбор предложений.

    Мы выиграли первый и второй раунд.

    Четверо ребят не успели на поезд.

    Занятия в школе начинаются в восемь часов.

    В трёх километрах то нашего дома построили спортивный комплекс.

Химические опыты

Теперь мы переходим непосредственно к химическим опытам.

Их всего три.

Опыт №1. (Слайд №9)

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым числительным.

365 дней (Р.п.)_________________________________

143 посылки (П.П.)______________________________

777 цветов (Т.п.)________________________________

1969 год (Т.п.) _________________________________

Опыт №2. (Слайд №10(

Высчитайте результат и запишите примеры словами.

3 ¼ + ¾ =

7 1/6 + 4/6 =

5 4/5 – 3 1/5 =

10 3/7 – 5 1/7=

Опыт №3.(Слайд №11)

Тестовое задание (выполняется каждым учеником)

Такое задание поможет каждому из вас проверить степень усвоения материала.

А1. Найдите числительное

    Двойной

    Утроить

    Семёрка

    Пятый

А2. Какое из утверждений является неверным?

    Имя числительное обозначает число, количество предметов или их порядок при счёте.

    Имя числительное – служебная часть речи.

    Числительные отвечают на вопросы сколько?, который?

    Имя числительное изменяется по падежам.

А3. Найдите составное числительное

    Пятнадцатого

    Двухмиллионный

    Пятисотый

    Двести сорок пять

А4. Найдите ошибку

    С пятидесятью рублями

    У трёхсот детей

    Более девятисот человек

    Почти семьсот рублей

А5. Укажите ряд, в котором все числительные количественные:

    Пятый, семьдесят, шесть вторых, семисотый, десятый, четыре, тридцать седьмой.

    Семьдесят восемь, одиннадцать, семь, сто восемь, сто тысяч двести, девять, восемьсот.

    Два, миллион, четвёртый, тридцать семь, восемьсот, сорок пять, четырнадцать.

    Третий, сто двадцатый, шесть, семнадцать, девяноста, шесть вторых, тысяча девятьсот двадцать два.

А6. Укажите ряд, в котором все числительные собирательные:

    Четыре окна, трое друзей, две подруги, обоим мальчикам.

    Обе мартышки, четверо саней, трое сапог, двое докторов.

    Два цыплёнка, двое щипцов, четверо медвежат, трое саней.

    Трое мальчиков, с обеих улиц, четверо человек, восемь детей.

А7. Укажите ряд, в котором все числительные порядковые.

    Четырёхсотый, первый, сто десятый, двенадцать.

    Пятеро, шесть, седьмой, одиннадцать, три.

    Седьмой, тысяча сорок пятый, семьсот пятьдесят девятый.

    Семьсот шестьдесят первый, сороковой, третий, восемь.

Выполняется индивидуально

Проверяется по слайду

(Слайд № 12)

Химический анализ

Сделайте морфологический разбор указанного числительного.

За час сердце перекачивает около трёхсот литров крови, а за сутки – свыше семи тысяч, за год – два миллиона пятьсот тысяч, а за семьдесят лет жизни – сто пять миллиардов литров.

Вот вы и справились с поставленной перед вами задачей. Лабораторная работа выполнена. Просчитайте количество набранных вами баллов и соотнесите с таблицей оценок.

- Мы выходим из НИИ и отправляемся на улицу «Историческую».

Как вы думаете, почему она так называется? Чем мы будем заниматься? Что можем узнать?

Верно, мы познакомимся с происхождением некоторых числительных.

Улица «Историческая»

(Слайд № 13)

- Вам необходимо составить текст – рассказ о происхождении числительного. Работать вы будете в группе. У каждого члена группы карточка с одним предложением.

Послушаем, что у вас получилось.

Следующая улица «Лексическая».

Какие у вас предположения о том, как числительное связано с лексикой?

Действительно, числительные очень часто используются в речи, особенно образной. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные. Мы уже не говорим о фразеологизмах!

(Слайд №14)

Улица «Лексическая»

- Объясните значение предложенных вам фразеологизмов, соединив стрелками фразеологизм и его предполагаемое значение.

Всыпать по первое число – Знать очень хорошо

Пятое колесо в телеге – Очень много (наговорить, наобещать)

Как две капли воды – Через посредников (узнать)

До седьмого пота - Высшая степень радости

На все четыре стороны – Сразу

Как свои пять пальцев – Наказать по всей строгости

С три короба – Лишний, ненужный в деле

На седьмом небе – Очень похожи

Из третьих уст - Куда угодно (идти, прогонять)

За один присест – Очень много и долго

(Проверка на слух)

А теперь заглянем в «Словарный » переулок.

(Слайд №15)

Думаю, что все уже догадались, что речь пойдёт о правописании. Но совсем не о правописании числительного.

Здесь, в этом переулке, живут слова с непроверяемыми орфограммами. А запомнить их правописание нам помогут числительные.

- Всмотритесь в эти слова и найдите в них буквосочетания, совпадающие с написанием некоторых числительных.

Патриот Триумф

Сторона Чистота

Пистолет Столичный

Трикотаж Семья

Трибуна Сорока

- Вы ещё лучше запомните написание этих слов, если придумаете какие – нибудь забавные фразы из сочетаний букв или слогов, входящих в их состав.

Например : Пистолет служил сто лет. Три кота купили трикотаж и сшили из него аж три трико.

Что у вас получилось? Зачитайте

Последняя улица, на которой мы с вами ещё сегодня побываем, будет «Творческая»

(Слайд №16)

Давайте-ка на минутку представим себе, а «Что могло бы быть, если бы числительные исчезли из нашей речи?»

- Послушаем, что у вас получилось.

(Пишут сочинение – миниатюру. Зачитываем у каждой группы, оцениваем хлопками.)

Стадия Рефлексия

Нам пора заканчивать наше путешествие. На выходе из города нам снова предстоит пройти через таможенный пост и проверить, увеличился ли наш багаж знаний. Возьмите вновь декларации и заполните в них вторую колонку.

(Таблица «Верно - неверно»)

Какой вывод вы можете сделать?

На какие вопросы мы не нашли ответ? Это и будет вашим домашним заданием.

(Слайд 17)

Домашнее задание:

    Сочинение - рассуждение на тему «Знаете ли вы, что…», «Зачем нам нужны числительные?»

    Вопросы, на которые не нашли ответ

    Творческая работа на ½ альбомного листа «Моя считалка», «Моя пословица», «Моя поговорка»

Слайд №18

Список использованной литературы

    Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку.: Просвещение, 1989

    Мордерс Е.М.Искать, пробовать, обучать..Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе.:Учитель – АСТ, 2002

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

    Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы/ Под науч.ред.акад.РАО А.А.Леонтьева – Изд.2-е перераб.- М.: Баласс, 2006.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Цель: рассмотреть имя числительное как часть речи.
Задачи:
Обучающие: дать учащимся общее представление об имени числительном как о части речи; познакомить с образованием числительных второго десятка; познакомить с понятиями «количественное числительное» и порядковое числительное.
Развивающие: развивать умение составлять словосочетания «числительное»+ «существительное»; развивать связную речь учащихся;
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к изучаемому предмету.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.Оборудование: карточки с загадками, карточки-схемы, карточки с числами.
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Беседа.
– Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал. Какие части речи вы знаете?
– Какая часть речи называется именем существительным?
– Какая часть речи называется именем прилагательным?
– Какая часть речи называется глаголом?
– Прочитайте слова, определите, к какой части речи они относятся.
(Запись на доске и в тетради.)
Двойка –
Двойной –
Удвоить –
Двоякий –
– Поставьте к каждому слову вопрос. Помогло ли это вам в определении, к какой части речи они относятся?
– Известно ли вам название части речи, слова которой отвечают на вопрос сколько?
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня на уроке вы узнаете как называется такая часть речи, научитесь правильно употреблять слове этой части речи и находить их в текстах; познакомитесь с понятиями порядковые и количественные числительные.
Историческая справка.
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.
В давние времена существовало сочетание «подай пясть», то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово «пять» связано с существовавшим ранее словом «пясть» («рука») и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. «Один», «два», «три», «четыре» – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. «Пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже.
Слово «тысяча» для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово «тьма». В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова «легион» (сто тысяч) и «леодр» (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – «ворон» (вечная птица), сто миллионов – «колода» (гроб).
Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.
III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Перед вами числа: 9, 12, 123. 196.
– При изучении какого предмета вы постоянно встречаетесь с цифрами и числами? (При изучении математики)
– В языке часть речи, которая обозначает число, количество или порядок предметов при счете, называется именем числительным. Название этой части речи является производным от слова число и образовано по аналогии с названиями других именных частей речи (существи-тельное, прилага-тельное, числи-тельное).
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Имя числительное»
– Поставьте вопрос к словам два, двое. (Сколько?)
– Что обозначит данные числа: 1941-1945‚ 1917, 2014
– Составьте соответствующий вопрос (в каком году происходило событие?)
– На что указывает вопрос сколько? (На количество предметов.)
– А вопросы «какой»‚ «который»? (На порядковый номер предмета при счете).
– Слова какой еще части речи отвечают на вопрос «какой»? (Имена прилагательные)
Имена числительные отвечают не только на вопрос каком, но и на вопрос «который»?
(В ходе беседы на доске составляется схема)
Имя числительное

Какой? Который?
Сколько?
Количество предметов
Порядок предметов при счете

– Так что же такое имя числительное? Дайте полное определение этой части речи.
– А теперь Вы можете определить к какой части речи относятся слова два и двое.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Тренировка в распознавании имен числительных в тексте (индивидуальная работа).
а) Письменные ответы на вопросы.
– Прочитайте вопросы и дайте на них письменные ответы.
Сколько тебе лет? (Мне десять лет.)
В каком классе ты учишься?
Сколько мальчиков и девочек в твоем классе?
Какой по счету ваш классный кабинет?
– Найдите имена числительные и поставьте к ним вопросы.
б) Работа с загадками.
– Имена числительные широко употребляются во всех стилях речи: в художественных произведениях, в деловых бумагах, и устном народном творчестве – в загадках, пословицах.
(На каждой парте – карточки с загадками)
– Давайте прочитаем несколько загадок.
(Например: Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь)
Два братии впереди бегут, а два догоняют (Колеса)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Танцует крошка, а всего одна ножки. (Юла)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
(Восемь.)
Два конца, два кольца, посредине – гвоздик. (Ножницы)
Стоит хлевец – в нем тысяча овец. (Улей)
Семьсот ворот, а один вход. (Невод)
Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)
У двух матерей по пяти сыновей – всем одно имя. (Пальцы)
На одной яме сто ям с ямой. (Наперсток.)
Стоит дуб, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца. в каждом яйце по семи цыплят. (Год, месяц, неделя, дни»– Найдите в загадках имена числительные. Запишите одну из загадок.
в) работа с пословицами.
– Какие пословицы с именами числительными вы знаете?
– В каких пословицах встречаются числительные сто, один, семь? (не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ).– Запишите пословицу, которую вам удалось запомнить.
2. Образование числительных второго десятка (групповая работа).
Один
Два
Три
Четыре
Пят + над + цатьШест
Сем
ВосемДевят(Учитель с помощью схемы объясняет алгоритм образования числительных второго десятка)
– обратите внимание, что мягкий знак пишется только в конце данных слов.
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Почему порядковые числительные так называются?
Почему количественные имена числительные получили такое название?
VI. ИТОГ УРОКА
Беседа.
– Какую тему начали изучать сегодня на уроке?
– Какая часть речи называется именем числительным?
– Расскажите все, что знаете об имени числительном.
– Как изменяются имена числительные от пяти до тридцати?
– С какой частью речи обычно связано числительное?
Рефлексия: ребята, сегодня вы были активными, внимательными и точными в ответах. Скажите, а какое действие, на ваш взгляд, улучшит нашу работу на следующем уроке?

Конспект по русскому языку на тему: «Имя числительное» с презентацией и использованием ИКТ. Программа для 10 класса (примеры, предложения для упражнений подобраны специально для профессии «Электрогазосварщика»)

Цель: повторить и обобщить знания об имени числительном как части речи.

Задачи:

Ознакомить учащихся с особенностями имени числительного как части речи;
- развивать внимание, память в устной и письменной речи;
- воспитывать активность, любознательность и интерес к предмету.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Вступительное слово. Постановка цели урока.
III. Лингвистическая разминка.
IV. Подведение итогов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово. Постановка цели урока.
- Урок я хотела бы начать с высказывания великого математика, философа Пифагора:
«Числа - и есть тот бог, который правил миром».
Пифагор (слайд 1.)

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? (ответы студентов)
- В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами. Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью. А все чаще и чаще вы будете с ними работать по вашей профессии, делая расчеты, чертежи и т. д.

Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? (имя числительное). (слайд 2.)

Да, правильно. Тема нашего сегодняшнего урока: Имя числительное. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.
- Какие цели мы должны поставить перед собой? (научиться правильно употреблять числительные в устной речи и научиться правильно писать имена числительные в предложениях). (слайд 3.)

Приведите примеры числительных (ответы студентов).
- Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске.

Если из 2791,5 вычесть 1456,2, то останется 1335,3.

Легко вам выполнить это задание?
- Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.
- Кто - то из великих ученых сказал: «Хочешь понравиться - умей владеть русским языком». Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи.

III. Лингвистическая разминка.

А сейчас давайте проведем лингвистическую разминку. Я вам продиктую слова, а вы их запишите в два столбика: в 1-ый столбик - числительные, а во 2-ой столбик - другие части речи.

Десятка, сто, двойня, утроить, пять, вдвоем, семичасовой, восемьдесят, трое, двадцать три, первый, единица, миллионер, сорок.
- По сколько слов получилось в каждой колонке? (7)
- Что вы знаете о числе 7?
(Число 7 считается самым удачным, мы часто с ним встречаемся:

7 дней недели; 7 чудес света; за 7 дней был сотворен мир; 7 цветов радуги, 7 нот и т.д.)

Задание: Ребята, а сейчас давайте вспомним и запишем пословицы с числительным «семь».

(семеро одного не ждут; семь пятниц на неделе; семь раз отмерь - один отрежь; семь бед - один ответ…).
- Где мы употребляем эти фразы? (в нашей обыденной речи, читаем в книгах).
- Наш урок мы не зря начали с числа 7. Сегодня на нашем уроке мы с вами сможем побывать на других уроках и проследим, где и как употреб-ся имена числительные.
- Сначала мы с вами выполним задание, а потом вы сами назовете предмет, на котором мы побывали.

Работа по употреблению числительных:
«Число 37 имеет замечательное свойство: если умножить его на 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд 111, 222, 333, 444, 555, 666».

Задание: выписать одно простое и одно составное числительное.
(прост.числит.: которые состоят из одного слова с одним корнем: 3, 6, 9, 12, 15, 18; состав.числит.: которые состоят из нескольких слов:111, 222…).
- На каком уроке мы побывали? (математика). (слайд 5)

«Вторая мировая война началась с 1 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу. А 22 июня 1941 года немецкие войска обрушились на СССР. 1 января 1942 года в Вашингтоне 26 государств подписали декларацию о борьбе против стран фашистского блока». (слайд 6)

Задание:
- Найдите в предложениях количественное числительное в Им.п. (26). (т.е. которые отвечают на вопрос сколько?).
- Найдите порядковое числительное в жен.р. ед.ч. в Им.п. (вторая).
- Какие еще числительные есть? (собирательные) отвеч. на вопрос сколько?
- На каком уроке мы побывали? (история). (слайд 7)

В нашей жизни большое место занимает УНТ: сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки.

Задание: придумайте и запишите загадки и пословицы, которые содержат числительные.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь; 100 одежек и все без застежек; НЕ имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
О чем эта пословица?
(отвечают)
- Да, ребята, конечно же друг должен быть на первом месте, друг всегда поможет в беде, в трудной ситуации. Вот и вы, ребята, дружите и помогайте друг другу.
- А сейчас давайте вспомним произведения, в названиях которых есть числительные («Два капитана»; «1000 и одна ночь»; «Три поросенка»).
- Какой предмет изучает УНТ и произведения авторов? (литература)
(слайд 8)

«Почти в центре Азии на высоте 456 метров над уровнем моря в огромной каменной чаще сосредоточена? мирового запаса пресной воды. Это Байкал, самое глубокое озеро мира. Его глубина 1637 метров. В нем водится более 1200 видов животных, ? этих организмов нигде в мире больше не встречается». (слайд 9)

Задание: просклонять 1200 и?
(задание выполняют двое у доски, а остальные в тетрадях).
- Давайте вспомним сколько падежей в РЯ?
- Какие это падежи?

И.п. одна тысяча двести / три четвертых
Р.п. одной тысячи двухсот / трех четвертых
Д.п . одной тысяче двумстам / трем четвертым
В.п. одну тысячу двести / три четвертых
Т.п. одной тысячей двумястами / тремя четвертыми
П.п. одной тысяче двухстах / трех четвертых

С каким предметом был связан текст? (география)

Исправьте ошибки в употреблении числительных в предложениях.

1. На земном шаре встречается около восемьдесят видов рябины. (восьмидесяти).
2. Ель живет свыше пятьсот лет. (пятисот).
3. В семействе пасленовых около тысяча семиста видов растений. (тысячи семьсот).
4. Число амурских тигров в нашей стране подходит к сто пятидесяти особям. (ста пяти-десяти).
5. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. (восьмисот).

На каком предмете побывали? (биология).

По длине прихватки выполняются не более 2 см., а что касается толщины, то она делается в 2 раза меньше, чем будущий шов. (слайд 10)

Задание: Составьте 1 простое, 1 сложное предложение и сделайте синтаскический разбор.

С какой дисциплиной связано данное предложение?
(подготовка металла к сварке) (Слайд 11)
- Итак, ребята, где мы употребляем имена числительные?
(и в колледже, и в практике, и дома).
- Почему важно употреблять числительные правильно?
(чтобы речь была точна, грамотна, красива).
- Итак, мы говорили в начале урока, что наш поход по учебным предметам будет связан с числом 7, а мы побывали только на шести.
- Какой седьмой предмет мы можем назвать?
(русский язык) (слайд 12)
- Да, правильно, ребята, это русский язык.
- И для повторения и обобщения этого материала, я приготовила для вас интересную игру.
(интерактивная доска)

Работа по предложениям:

1. Трое вас, и три вам дороги. 2. Один философ сказал, что только глупому жизнь кажется простой. 3. И любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов. 4. Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителя. 5. У нас у всех одна беда - война. 6. Камышев садился за обед один.
Задание: Укажите пожалуйста все части предложения.

IV. Подведение итогов, домашнее задание.

Валеева Гульсюяр Ильшатовна, ГАПОУ Туймазинский индустриальный колледж, г. Туймазы, преподаватель русского языка и литературы

Чтобы скачать материал или !