ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ГАЗ-66

Что такое мышление? Определение. Как развивать мышление: пошаговая инструкция. Мышление как биологический процесс Что такое мышление в биологии определение

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение уровня мышления показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.

Важным направлением исследований являются работы Ж. Пиа­же и его сотрудников. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, глав­ным образом ту, которая представлена в работах представителей Вюрцбургской школы и к которой он относится критически. Давая определения интеллекта, Пиаже рассматривает такие его трак­товки как «психическая адаптация к новым условиям» (Э. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания» (К. Бюлер, В. Кёлер). Сам Ж. Пиаже определяет интеллект как «прогресси­рующую обратимость мобильных психических структур» , считает, что «интеллект является состоянием равновесия, к кото­рому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассими­лятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой» . Формулы эти нуждаются, естественно, в расшиф­ровке. Один из традиционных способов выявления специфики мышления заключается в том, что его сравнивают с восприятием, т. е. другой формой познания. По этому же пути идет и Ж. Пиаже: «Восприятие-это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осущест­вляющегося контакта с ними, тогда как интеллект - это знание (курсив мой -О. Т.), существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные рас­стояния между субъектом и объектом» .

Одним из исходных является различение объекта и субъекта. Объект-это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект - это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определенные отношения. Теория Ж. Пиаже включает в себя два основных компонента: учение о функциях интеллекта и учение остадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характе­ристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяются следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, назван­ных ассимиляцией и аккомодацией. Организация и адаптация - это основные функции интеллекта, или функциональные инвариан­ты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность ин­теллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленять нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина «ассимиляция» сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом в ходе его познавательной активности некоторых ха­рактеристик познаваемого объекта. «Аккомодация» - это про­цесс приспособления самого познающего субъекта к разнообраз­ным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Про­исходит не только воспроизведение индивидом" отдельных и це­лостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной активности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному пе­риоду, Ж. Пиаже называет познавательной структурой. Одна из особенностей функционирования человеческого интеллекта заклю­чается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описании функционирования интеллекта в качестве одного из основных используется термин «схема». Схема-это познавательная структура, относящаяся к классу сходных дейст­вий, имеющих определенную последовательность, которая пред­ставляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором состав­ляющие его акты поведения тесно взаимодействуют друг с другом. В понятии «схема» находит дальнейшую конкретизацию идея Ж. Пиаже об организованной природе интеллекта. К числу основ­ных в теории Ж. Пиаже относится понятие «равновесие». Имеется в виду равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Два типа функционирования интеллекта образуют состояния сбалансиро­ванного и несбалансированного равновесного состояния.

Учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство исследований, включает в себя выделение четырех стадий такого развития: 1) сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет); 2) дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет); 3) пе­риод конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет); 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овла­дения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной актив­ности ребенка состоит в прослеживании будущих результатов движения (как элементарной форме передвижения). Становление элементарных целенаправленных двигательных актов есть станов­ление генетически исходных форм интеллекта. Основной признак конкретных операций (например, классификация) - привязан­ность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций.Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внеш­них, предметных действий. В отличие от последних операция есть действие сокращенное, оно совершается не с реальными предме­тами, а с образами, символами, знаками, организовано в опреде­ленную систему, в которой операции уравновешиваются благодаря свойству обратимости (имеется в виду наличие симметричной и противоположной ей операции, которая, исходя из результатов первой восстанавливает первоначальную ситуацию или исходное положение). Развитие детского мышления понимается как смена описанных выше стадий. Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии «привязаны» к определенному возрасту, хотя и неоднозначно. Обучение может ускорять или замедлять процессы развития.

Концепция Ж. Пиаже-это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций (анализ концепции см., например, в ). Привлекательными сторонами этой концепции являются генетический подход при решении общепсихологических проблем, выделение конкретных стадий развития, тщательная разработка «клинического» метода исследований, подчеркивание, что интел­лектуальная деятельность, не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого -познающего субъекта, которое, предопределяет последую­щие возможности познания новых объектов, стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнедеятель­ности. Вместе с тем нельзя не отметить ограниченность этой кон­цепции. Пытаясь выделить основные характеристики интеллекта, Ж. Пиаже решает эту задачу путем привлечения прежде всего биологических и даже физических понятий (представление о рав­новесии). Развитие структуры интеллекта Ж. Пиаже описывает с помощью понятий логики и математики. Однако в этих понятиях чрезвычайно трудно выразить то новое качество, которое появ­ляется на уровне человеческого интеллекта по сравнению с тем, что есть в биологических, физических или абстрактных логико-ма­тематических системах. Представление о том, что интеллект есть организованное целое, является правильным, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, направленного на добычу пищи. Интеллект человека оказываетсябио-логической функцией. В учении о развитии интеллекта абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, форми­рующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком «привязаны» к возрасту. Так, в исследованиях П. Я. Гальперина и его школы было показано, что при специально организованном целенаправленном обучении можно сформировать формальные операции (классификации) уже у старших дошкольников. В тео­рии Ж. Пиаже не получил освещения вопрос о функциональном развитии, в результате онтогенетическое и функциональное раз­витие остаются несоотнесенными. Формально-логическое мышле­ние как высшее развитие, в онтогенезе трактуется ограниченно, так как в подростковом возрасте достигает «завершенных состоя­ний», «конечного равновесия» .

Книга Reasoning in Biological Discoveries. Essays on Mechanisms, Interfield Relations, and Anomaly Resolution
Lindley Darden 2006

Мне кажется, очень многозначительная книга.

Попытка высказать и формализовать, как сейчас думают биологи. В основном речь о мышлении нейробиологов и молекулярных биологов, которые сейчас, конечно, представляют и самый многочисленный, и наиболее передовой отряд биологов. Но в целом это именно ведущий способ мышления, который из этих передовых областей распространяется на эволюционную теорию, и в другие более традиционные области.

Нейробиологи и молекулярные биологи мыслят схемами, называя это теориями. Они говорят о теориях, но подразумевают под ними всегда только механизмы. Механизм - это то, что можно понять, другие вещи непонятны, и потому они не могут служить объяснению, а механизм - как раз то, что признается понятным и потому лежит в основе биологических объяснений. Механизм - это однозначное преобразование, A > B. В таком виде преобразование можно понять. Для изображения механизма и для мышления о нем биологи рисуют схемы, эти схемы, схематические механизмы в дальнейшем употребляются как синонимы - схема = механизм.

Если удается придумать схему, биологи считают, что у них есть теория, если схемы нет - при наличии любых других мыслительных продуктов - считается, что теории нет. Если в каком-то участке возникает неясность, считается, что дело в том, чтобы придумать схему. Схемы многоуровневы, то есть элементы схемы верхней расшифровывается последовательностью схем на более низких уровнях. Отдельный раздел книги о том, как возникают новые схемы. Впрочем, ничего более впечатляющего, нежели то, что они могут встраиваться (A>...>B) или надстраиваться (A > B > ...) там нет. Понятная комбинаторика - схема с новыми элементами, новыми цепочками механизмов и т.п.

Самые значительные открытия современной биологии и вообще большинство того, что сделано в биол. науках, делается посредством таких схем. Ученые редко изображают частные детали, когда описывают механизм, их представления схематичны и часто ограничиваются диаграммами, прерываемыми абстрактными описаниями. Эти абстрактные описания могут быть наполняемы примерами более детального описания, обычно эти примеры немногочисленны и непоследовательны, в том смысле, что одну часть можно видеть на одном примере, другую на другом, в полном виде все детали на примерах обычно не видны.

Важно заметить, что объяснением считается предложение гипотетической схемы. Подтверждение ее реального существования обычно довольно длительный процесс, схема подтверждается частично, частично видоизменяется, так что можно сказать - случается, что к тому времени, как гипотетическая схема будет подтверждена и проверена, она уже оказывается неверной и заменяется другими схемами.

По поводу генетики разбираются примеры, из которых следует, что менделевская генетика не была редуцирована до молекулярной генетики и не была в нее переформулирована. Со ссылками на Schaffner и Hall утверждается, что было две истории этой дисциплины и работы классической биологии не оказали почти никакого влияния на становление молекулярной генетики, в том смысле, что она возникла неким своим путем, связанным с биохимией, а потом ее результаты были "привиты" на дерево истории биологии. Возникло утверждение, что каким-то образом классическая зоология и в т.ч. менделевская генетика пришли к молекулярным основам, хотя это не так. Делается попытка сформулировать разные предметные поля менделевской генетики и мол.генетики - у них разные объекты, разные характерные времена, разные результаты и схемы работы. Прогресс генетики был не редукцией прежних представлений или их переносом, а результатом новых открытий, новых механизмов. То есть, по мнению автора, было две разных науки генетики (на самом деле - три), и они только название общее имеют, а в прочем весьма различны.

В качестве примеров берутся самые разные истории открытий и способы объяснений, начиная с механизма синтеза белка и до мол. генетики. Утверждается, что такие многоуровневые схемы активности неких сущностей - это и есть тот механизм объяснений, с которого началась наука Нового времени, это машины Галилея. В подтверждение приводятся работы P. Machamer 1998 Машины Галилея 2000 Природа метафоры. Это, мол, Галилей придумал мыслить схемы и заменять элементами схем с приписанными ими типами активности реальные объекты, и этим оперировать.

Сам автор нарисованную картину понимает примерно следующим образом (можно из этого делать самые разные выводы, но он предпочитает себя понимать так): прежде единство науки мыслилось как универсальная иерархическая классификация рабочих гипотез, увязывающая в единое целое разные предметные поля; теперь картина должна быть иной - наука, кажется, развивается не по этой картине: единство науки есть комплекс сетей отношений среди разных предметных полей. На мой взгляд, трудно представить более скучную точку зрения на предложенный материал. Автор оценивает происходящее так: удалось выяснить, какой способ исследования на самом деле ведет к быстрому прогрессу в биологии. Указанный схематизм - мышление механизмами - описывается как указание на правильный, новый, прогрессивный метод биологического мышления.

Таков замысел книги. Само наполнение - это и теории конструирования в генетике, и отношения среди предметных полей в эволюционной теории, и способы выработки стратегий исследования и работы с контрпримерами.

К этому направлению относятся работы Ж.Пиаже и его сотрудников. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление. Он определяет ителлект как "прогрессирующую обратимость мобильных психических структур", считает, что "интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположеные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой." Для выявления специфики мышления Пиаже сравнивает его с восприятием, т.е. с другой формой познания. "Восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляемого контакта с ними, тогда как интеллект - это знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные растояния между субъектом и объектом."

Одним из исходных явлений различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определеные отношения.

Теория Пиаже включает в себя два основных компонента: значение о функциях интелекта и учение о стадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяется следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, называется ассимиляцией и аккомодации. Организация и адаптация - это основная функция интеллекиа, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина "асимиляция" сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом, в ходе его познавательной активности, некоторых характерстик познаваемого объекта. "Аккомодация" - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной деятельности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Пиаже називает познавательной структурой. Одна из особеностей функционирования человеческого интеллекта в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоена (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описани функционирования интеллекта в качестве одного из основых используется термин "схема". Это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое. В понятии "схема" находит дальнейшую конкретизацию идея Пиаже об организованной природе интеллекта.



Учение о стадиях развития интеллекта включает в себя выделение четырех стадий: 1) сенсомоторный интеллект (0-2 лет), 2) дооперациональное мышление (2-11 лет), 3) период конкретных операций (7-8 - 11-12 лет), 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка - прослеживание будущих результатов движения. Становление элементарных целенапрвленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основным признаком конкретных операций - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций. Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних предметных действий, осуществляется с помощью знаков, символов, образов, обладает свойством обратимости. Развитие детского мышления - это смена вышеперечисленых стадий. Последовательность стадий выражает внутренню закономерность развития. Стадии привязаны к определенному возрасту хотя и неоднозначно.

"+" 1. Генетический подход при решении общепсихологических задач; выделение конкретных стадий развития.

2. Тщательная разработка клинического метода

3. Подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта.

4. Стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнидеятельности.

"-" 1. Выделяет основные характеристики интеллекта с помощью првлечения биологических и даже физических понятий (например, педставления о равновесии).

2.Развитие структуры интеллекта описывается с помощью понятий логики и математики.

3. Представления о том,что интеллек есть организованное целое, является правилом, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, напрвленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией.

В учени о развитии абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком привязаны к возрасту.

К этому направлению относятся работы Ж.Пиаже и его сотрудников. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление. Он определяет ителлект как "прогрессирующую обратимость мобильных психических структур", считает, что "интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположеные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой." Для выявления специфики мышления Пиаже сравнивает его с восприятием, т.е. с другой формой познания. "Восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляемого контакта с ними, тогда как интеллект - это знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные растояния между субъектом и объектом."

Одним из исходных явлений различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определеные отношения.

Теория Пиаже включает в себя два основных компонента: значение о функциях интелекта и учение о стадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяется следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, называется ассимиляцией и аккомодации. Организация и адаптация - это основная функция интеллекиа, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина "асимиляция" сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом, в ходе его познавательной активности, некоторых характерстик познаваемого объекта. "Аккомодация" - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной деятельности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Пиаже називает познавательной структурой. Одна из особеностей функционирования человеческого интеллекта в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоена (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описани функционирования интеллекта в качестве одного из основых используется термин "схема". Это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое. В понятии "схема" находит дальнейшую конкретизацию идея Пиаже об организованной природе интеллекта.



Учение о стадиях развития интеллекта включает в себя выделение четырех стадий: 1) сенсомоторный интеллект (0-2 лет), 2) дооперациональное мышление (2-11 лет), 3) период конкретных операций (7-8 - 11-12 лет), 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка - прослеживание будущих результатов движения. Становление элементарных целенапрвленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основным признаком конкретных операций - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций. Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних предметных действий, осуществляется с помощью знаков, символов, образов, обладает свойством обратимости. Развитие детского мышления - это смена вышеперечисленых стадий. Последовательность стадий выражает внутренню закономерность развития. Стадии привязаны к определенному возрасту хотя и неоднозначно.

"+" 1. Генетический подход при решении общепсихологических задач; выделение конкретных стадий развития.

2. Тщательная разработка клинического метода

3. Подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта.

4. Стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнидеятельности.

"-" 1. Выделяет основные характеристики интеллекта с помощью првлечения биологических и даже физических понятий (например, педставления о равновесии).

2.Развитие структуры интеллекта описывается с помощью понятий логики и математики.

3. Представления о том,что интеллек есть организованное целое, является правилом, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, напрвленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией.

В учени о развитии абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком привязаны к возрасту.